Пиратское телевидение - забытое советское телевидение или искусство нового века? - Старый Телевизор
Пиратское телевидение - забытое советское телевидение или искусство нового века?
05 марта 2024, 20:27 1309 Shiruba_Aurinko staroetv.su

Сегодня — после длительного затишья — мы вновь начинаем публикации.
Начинаем с материала о весьма интересном явлении — Пиратском телевидении...

Что вы представляете под словосочетание «пиратское телевидение»? Сворованный у соседа коаксиальный кабель? Гора неофициальных сайтов-ретрансляторов? Или может быть пиратские телестанции? Лично у меня это словосочетание ассоциируется с одноимённой петербургской телекомпанией, о которой в двух словах попробуй расскажи. Вроде бы с ней всё понятно, но с другой стороны...

Ладно, давайте для наглядности начнём с самого начала. Вот представим, что вы рыщете по телепедии в поисках нужной информации и случайно натыкаетесь на странную статью с громким названием «Пиратское телевидение». И быстро разочаровываетесь, так как нифига не понятно, но очень интересно. Записей мало, какой-то непонятный артхаус, да и вообще что это такое??? В такую же ситуацию попал и я. В своей голове сценарий я вынашивал 2 года и, кажется, только сейчас готов полноценно рассказать об этом феномене российского телевидения и современного творчества. Охайо, друзья, на волне вашего сознания Шируба Ауринко.

Для тех, кто не знает или ещё не понял, дополнительно разъясняю: Пиратское телевидение, оно же ПТВ — одна из первых независимых телекомпаний на постсоветском пространстве, которая сформировалась внутри ленинградского андеграудного арт-сообщества в 1989 году. Телекомпания осуществляла свою деятельность до 1992 года официально. Но некоторые источники утверждают, что последние программы вышли в 1993.

В 1988 году на Ленинградском телевидении Юрис участвовал в телемосте в честь Олимпийских игр в Сеуле, где с корейской стороны выступал создатель видеоарта Нам Джун Пайк. Встретив Пайка в следующем году на открытии выставки в Пале де Токио, Юрис подарил ему свою картину и оказал услугу, вернув мастеру деньги из задолжавшей их парижской галереи. Проникшийся к Юрису Нам Джун выделил ему средства на новую VHS-камеру взамен только что у того украденной и чек на 1000 немецких марок. «Освященная» Пайком видеокамера оказалась в буквальном смысле благословлена на создание видеоарта в СССР. Осенью того же года Юрис начинает экспериментировать с возможностями видео. Георгий Гурьянов, один из участников группы «Новые художники», описывает возникновение ПТВ следующим образом: «Юрис приобрел видеокамеру и не знал, что с ней делать. Камеру он выменял в Париже. Я его учил монтажу, ритму на фильме, где я позирую, показываю стриптиз, который был снят у меня дома с Мовсесяном как ассистентом году в 1988-м. Хотя я был в разъездах и занимался этим эпизодически. А Тимур, конечно, всех организовывал: ты делаешь это, ты — это, а называется все Пиратское телевидение, или ПТВ. И пошло, и поехало».

За три года существования ПТВ было записано множество телепрограмм, среди которых — новостные телепередачи, репортажи, художественные фильмы и сериалы. Телеканал не вел собственного архива, приблизительное количество отснятого материала варьируется от 6 до 10 часов. Большинство записей сохранились благодаря копированию кассет для демонстрации ПТВ.

Существует несколько версий выхода ПТВ в эфир. По одной из них, у команды телеканала было необходимое оборудование для прерывания центрального телевидения и кабельных каналов. По другой — идея так и не была осуществлена. И на самом деле больше верится во второе. Во-первых, многие обозначают ПТВ как экспериментальный киножурнал. Во-вторых, всё-таки прерывание центральных каналов, да и тем более в советские годы, совсем не хухры-мухры. Тем более у телевизионщиков было и есть оборудование для отслеживание сигнала и всю команду просто бы забрали в КГБ.

Также доподлинно известно, что демонстрация отснятого материала проходила в мастерской Юриса Лесника, сопровождавшееся авторской декорацией телевизора от Владислава Мамышева-Монро. Также были показы в сквате на Мойке, 22 и, внимание, в программе «До 16 и старше» на первой программе. Неплохо, да? Основной аудиторией являлись непосредственные участники съемок и представили ленинградского неофициального арт-сообщества. По словам одного из лидеров ПТВ Тимура Новикова, «Пиратское телевидение» было ориентировано на «просвещенную аудиторию, интересующуюся современными достижениями культуры».

«Пиратское телевидение представляет себя как модель ложного телевидения, где Я есть зритель и Я есть исполнитель. Организация телевидения достигается посредством имитации государственной структуры телепередач с удвоением их сообщения. Устранение какой-либо критической оценки имитируемого дает возможность проходить между государственной машиной и подпольным репортажем. Уход из-под контроля осуществляется посредством самоконтроля — раздвоения: производитель образа — телезонд коллективных рефлексов — осуществляет контроль лишь посредством самовыверки. Телевидение, таким образом, провоцирует снятие контроля тоталитарной системы масс-медиа...» — говорит один из зрителей ПТВ Алеся Туркина.

Стиль ПТВ не поддается конечному определению, поскольку смешивал в себе сразу несколько жанров, хотя местами воскрешал традиции «Монти Пайтон», фильмов Джона Уотерса с Дивайном и прочий арт-трэш, вспенившийся на рубеже 1960-1970-х. Это был настоящий праздник жизни: репортажи о художественной, светской и клубной жизни, передача о спорте «Спартакус», которую вел Гурьянов, «Музыкальные странички», авангардные авторские коллажи, псевдополитические прокламации и т.д. Когда во время августовского путча 1991 года темный город в тревоге замер, ПТВ, преобразованное в «Анти-ГКЧП», провело на Мойке, 22 «телеобращение» к народу со съемками перформанса в стиле 1920-х, в котором «античеписты» Новиков и Гурьянов сражались с «ползущей на Петроград Гидрой ГКЧП» — Мамышевым. Когда это тут же было снабжено нарезками новостей, фильмов, «Лебединым озером», баррикадами, речью Ельцина и циркулярами командующего военным округом, получилось произведение, которое можно оценить как выдающийся образец отечественного политического видеоарта. В создании передач — репортажах, «клублении», съемках фильмов, создании видео-миниатюр и т.д. — участвовало все сообщество, и все это походило на безостановочный авангардный театр без сюжета и режиссера. Также многие прикладывали руку к созданию конечного продукта ПТВ в ходе хаотического переписывания и стихийного монтажа по новиковскому методу «перекомпозиции»: канонической версии записей ПТВ не существует.

Многие связывают ПТВ с фамилией Мамышева-Монро, и на самом деле это более чем уместная связь. Мамышев постоянно участвовал в съёмках ПТВ, но при этом все видели не добродушного дяденьку, а Мэрилин Монро. Дело в том, что Владислав Юрьевич известен как раз своими экспромтами с переодеваниями. Ещё учась в школе, он буквально «заболел» Мэрилин Монро. Он отовсюду вырезал её портреты, в том числе и из библиотечных журналов. Сам объяснял свой интерес к актрисе тем, что она была очень похожа на его маму. Уже ближе к окончанию срока службы в армии Мамышев организовал театральный кружок для детей офицеров. И однажды решил всех поразить образом той самой Мэрилин. Из занавесок он сшил платье, у кукол отодрал волосы и сделал из них парик, гуашью подвёл глаза, раскрасил губы и вызвал фотографа из штаба. Это была его первая фотосессия в образе Мэрилин Монро. Увидевший их замполит части решил, что Владиславу нет места в армии, отправил его в психиатрическую лечебницу на комиссию и Мамышева незадолго до демобилизации комиссовали. За этим дерьмом стоял больной человек... Хотя больше похож на нарика... Боже помилуй... Потом по предложению Сергея Курёхина Владислав несколько раз повторил этот образ на выступлениях «Поп-механики». И вот с тех пор в петербургском арт-пространстве его знают, как мужскую версию Монро. Окромя Владислава, в съёмках принимали участие Тимур Новиков, барабанщик группы «Кино» Георгий Гурьянов (как ведущий программы «Спартакус») и Сергей Шутов (как московский корреспондент).

ПТВ освещала российские новости и культурные события Ленинграда: выставки, вечеринки, рейвы. Помимо новостных телепередач авторы снимали сериал «Смерть замечательных людей» и фильмы: «Профессор Хьюстин», «Опять двойка», «Опять двойка № 2», «Экзотика классического» и др.

Само по себе ПТВ — яркий представитель эпохи гипса и современного искусства с отливом наркомании. Несмотря на то, что некоторые передачи могут показаться шуточными и пародийными, большая их часть представляет из себя что-то несуразное на грани с наркоманией. Отчасти подобному творчеству способствовало одно событие. В 1989 год Отдел по борьбе с наркотиками МВД СССР реорганизуется в 3-е Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и преступлений, связанных с иностранными гражданами ГУУР МВД СССР. Де факто не понятно, как это работало, но де юро известно, что приоритет борьбы сменился с наркомании на незаконный оборот: то есть купил траву и проблем дальше особых не будет. Но весь этот притон под названием ПТВ был вынужден рано или поздно закрыться.

После 1992 года участники ПТВ начинают индивидуальную художественную деятельность и телекомпания прекращает свою работу. К сожалению, не все проекты сохранились из-за неправильного хранения и попросту потерь, ведь участники коллектива на тот момент не могли предсказать, какую ЦЕННОСТЬ в истории арта будет иметь их творчество. Из доступных и самых популярных программ сохранились: «Смерть замечательных людей», «Опять двойка», «Анти-ГКЧП» и особо любимая зрителем «Новая Монро».

В свою очередь тележурнал продолжил своё существование. В 2004 году появляется Новое Пиратское телевидение, которое стоит рассматривать как самостоятельный проект Владислава Мамышева-Монро. Новое Пиратское телевидение можно было увидеть на телеканале REN-TV в рамках телепрограммы Артемия Троицкого «Признаки жизни» в рубрике «Розовый блок». Само из себя оно представляет более культурное зрелище с миниатюрами Владислава Юрьевича. Данные миниатюры в свою очередь вызвали интерес общественности по поводу старого ПТВ, после чего о данной телекомпании стало известно широким массам. Оставшиеся записи начали распространять и показывать на всевозможных выставках как и в рамках нашей страны, так и за её пределами.

В 2008 году состоялся показ ПТВ в рамках образовательной программы к выставке «Пространство Тимура: Петербург — Нью-Йорк. К 50-летию Тимура Новикова» в главном штабе Эрмитажа.

В 2013 году Московский Международный кинофестиваль показал ретроспективу работ Владислава Мамышева-Монро, в том числе и записи телепередач ПТВ.

В 2016 году Центр Жоржа Помпиду представил выставку «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000: уникальный дар музею», где также выставлялась авторская компиляция Старого и Нового Пиратского телевидения с 1990 по 2005 г...

На этом история ПТВ закончилась...

05 марта 2024, 20:27 1309 Shiruba_Aurinko staroetv.su
Комментарии загрузка...
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий