Чем гордятся
1. Общественное корне изменило понимание работниками компании разницы между государственным вещанием и Общественным: добродетель и совести во всем, от внутренних правил работы для представления информации потребителям. Мы достигли критической для реформы количества работников - лидеров процесса, неравнодушных к изменениям (примерно 30%, что намного больше, чем в среднем по стране).
Это имеет недостатки и преимущества: на Общественном работают лучшие и самые свободные в своих профессиях люди. Но в отношении журналистов - "после Общественного жизни нет": им крайне сложно возвращаться от полной свободы к очевидной ангажированности в «частных» медиа.
2. Компания беспрекословно доказала власти и политическим элитам независимость Общественного вещателя, который не управляется ни телефонным правом, ни патримониальными связями.
3. Поскольку страна, от элит до рядовых граждан, все еще в основном живет по традиционной системе связей и договоренностей, включая большую и мелкуюкоррупцию - компания часто тактически проигрывала (включая судебными делами, имеющих прайсы и расценки на решения). На этом пути Общественное претерпело много проблем: как потерянных бюджетно-финансовых возможностей (стабильное недофинансирование), так и серьезных репутационных «повреждений» от участников процесса (Томенко, Арьев, Уколов, Гордеев, Деркач, Бужанский, Дубинский, Качура et cetera) .
Общественное имело множество причин и возможностей облегчить себе путь, «вписавшись в систему». Но Общественное не оказало этого: несмотря на все, соблюдения принципов добропорядочности для Общественного является единственной возможной стратегией.
4. Общественное сумело объединить 24 совершенно разные компании в одну. За этой простой фразой стоят очень трудные решения, года поиска компромиссов и судьбы живых людей. Но теперь Общественное - единый организм. Время собирать камни еще не истекло, но за два года наступит время их разбрасывать: начать активную децентрализацию компании.
5. Общественное постепенно изменило все устаревшие процедуры и процессы. Буквально, от бессистемных, вручную написанных бумаг к электронным системам по международным стандартам - от кадрового и бухгалтерского учета к системам обмена и обработки информации между всеми регионами Украины.
6. Общественное выплатило все долги, которые тянулись еще со времен государственного телевидения (в том числе крупные, и самые длинные: 24-летний долг за «японскому кредиту», и 10-летний долг «Евроньюс»).
7. Общественное, несмотря на несостоятельность закона, разрешающий только телевидение и радио, запустило цифровую платформу и начало строить «экосистему» всех медиаактивов Общественного. В первый же год платформа достигла безумных для условного «стартапа на коленках» показателей 3,4 миллиона просмотров видео каждый день. Это начало долгого, медленного, но полного разворота будущих путей дистрибуции всего контента Общественного.
8. Аудитория «UA: Першого», несмотря дороговизну телепроизводства и при хроническом недофинансировании, выросло на треть (33%), «UA Культури» - на четверть (25%). Запущена «Общественная студия» с пятью локациями в одном помещении и новой концепцией вещания; политическое токшоу «Обратный отсчет» набирает обороты, становится постепенно влиятельным и уверенно добавляет канала зрителей.
Вообще, среди всех платформ Общественного официально измеряются только показатели «UA: Первого», что не является адекватным измерением для контента всей компании. Тем не менее, после лишения канала в 2014-2015 годах токсичного контента и ожидаемого падения показателей - даже по этим показателям Перший из 31-го места в рейтинге в 2016 году поднялся до 20-го места в 2020-м.
А общая еженедельная аудитория по всем платформах Общественного достигает 21,2 млн пользователей.
9. Канал «UA Культура» - отдельное и особое достижение (пока внутри компании, но придет время - заметят и наружу). От патриархально-замшелого, «шароварного» в худшем смысле канала с крошечным кругом зрителей, на которых даже канал упорно не обращал внимания, «UA Культура» превратилась в настоящую художественную платформу, не забывает о традициях, и вместе с тем транслирует новые украинские культурные тренды и пытается вписать Украину в современный контекст мировой культуры. Получилось.
Мы не ожидаем взрывного роста внимания в стране к культуре и «UA Культуры» - но мы точно создали площадку, на которой «омолодили» (и продолжим это делать) и объединили две аудитории - традиционную и современную, старую и молодую.
10. Также отдельным достижением является воплощение давней мечты наших работников радио - построение национальной FM-сети для всех трех каналов «Украинского радио». Теперь только развитие. Правда, политическая ситуация заставляет хранить в отдельных случаях и устаревшие (малоэффективны и очень дорогие) методы дистрибуции: средние волны для радио и аналоговое вещание для ТВ.
11. Журналистские расследования. Шесть лет подряд (с 2014-го) НТКУ, а затем НСТУ транслирует работы лучших расследователей страны. Это тоже было причиной многих проблем со всеми властями за это время. Но Общественное ни разу принципов не изменило. И да, это тоже обошлось Общественном дорого.
Но в конце Общественное сделало ставку на собственное видение журналистских расследований - и не ошиблось. Четыре ленты собственного производства, вышедших за последний год, поднимают очень глубинные проблемы общества, показывают, что компания все больше инвестирует в это направление. Это не значит, что Общественное планирует завершить сотрудничество с командами, которые работают за ее пределами. Это означает, что Общественное будет развивать все «расследование здоровой журналистики».
12. И последнее, но стратегически важное: аутсорс и питчинг. Слова, которые пугали всех сотрудников компании в начале Общественного и раздражали политических оппонентов. Общественное запустило тяжелый процесс поиска и отбора хороших идей и талантливых производителей во всех регионах Украины. 20 проектов - уже на экранах (дальше - больше). Мы заказываем различный контент, но по стандартам Общественного. Мы одновременно обучаем контрагентов и побуждаем их к добродетели во всем, от производства до содержания контента.
Какой смысл в том, чтобы тратить деньги на внешнем рынке, хотя есть свой продакшн? Смысл в том, что помимо качественного контента мы создаем другую ценностную категорию производителей в индустрии, а также получаем защитников идеи общественного вещания как такового.
Региональный питчинг стали основой для фиксации алгоритма таких действий, превращение их в своеобразные «протоколы» и выхода на национальный уровень. То есть, следующий уровень питчингов Общественного - общенациональный, с другим объемом бюджетов и другим масштабом проектов.
Что не реализовано
1. Стартовал, но пока не запустился длинный (продолжительностью шесть лет) проект объединенного новостного центра Newshouse. Запустить его удастся, надеюсь, в 2021-м.
2. «Общественная студия». Выход на полную мощность также не завершено - и также рассчитываю на 2021.
3. Творческое. Общественное хорошо работает с информацией, но совсем не работает пока с текстами. Есть документалистику и токшоу, не имеем ни качественной аналитики, ни публицистики. И не разработаны даже мысленно формата или платформы, в которых это может быть реализовано.
4. Запроектовано, но не запущен работу по созданию Центра девелопмента проектов. Речь идет о своеобразном координационный центр заказов: лент, сериалов, токшоу и другого нужного Общественном контента. Это прицел на будущее: ОТТ-платформа, которая запланирована к созданию в 2021-м и до запуска в 2022 году, имеет к тому времени получить достаточное количество контента, и не только архивного.
5. Архивы НТКУ / НСТУ. Не до конца систематизированы, не до конца оцифрованы, не до конца легализованы. Надлежащее хранение связано с количеством и драгоценностью оборудования, легализация связана с несовершенством закона об авторских правах и интеллектуальной собственности.
6. Не создан и пока даже не запроектовано резервного центра вещания Общественного (планируется в одной из региональных филиалов Общественного).