Сегодня — юбилей значительной даты в истории телевидения.
22 января 2002 года эфир покинул телеканал ТВ-6. Канал сложной судьбы, истории с множеством поворотов и зигзагов, не раз менявший лицо и тематику.
Наверное, он ещё ждёт своей летописи, подобной мемуарам Павла Корчагина и Андрея Норкина. Но мы постарались собрать его историю — по крупицам.
22 января 2002 года.
На экраны вышла чёрная картинка с титром «Нас сняли с эфира».
Так завершил свой эфир канал ТВ-6. Он провещал всего 9 лет, но стал очень яркой и разноцветной страницей истории телевидения.
Название он получил от 6 телевизионного канала — это была первая его московская частота. До него этой частотой владела служба оповещения гражданской обороны, и нерегулярно на ней передавались спортивные трансляции.
В августе 1991-го силами юридических лиц — компаний «Логоваз», «Лукойл», «Мосфильм» и некоторых других совместно с Эдуардом Сагалаевым, Олегом Орловым, Нугзаром Попхадзе была организована «Московская Независимая Вещательная Корпорация» («МНВК»). Компания решила побороться за право на шестую кнопку, чтобы сделать на ней собственный телеканал.
По словам Сагалаева, ради запуска вещания он влез в долги и ходил с протянутой рукой, частота ему досталась, что называется, по знакомству. Лицензия на вещание, полученная МНВК 1 сентября 1991 года была предоставлена тогдашними властями при активном участии будущего мэра Москвы Лужкова и замминистра связи СССР Александра Иванова.
Запуск вещания не обошёлся без проблем — из-за беспорядка в лицензировании на 6 канал была выдаеа ещё одна лицензия — телекомпании «Северная корона». Пришлось делить время эфира: «Северная корона» вещала днём, МНВК — утром и вечером.
Сагалаев понимал, что тягаться с государственными телеканалами на их поле не получится. Нужно было искать, чем привлечь неизбалованного зрителя. И тут медиаменеджер вспомнил о знакомстве с американским телемагнатом Тедом Тёрнером. Ещё во время своей журналистской работы в программе «Время» Сагалаев с коллегами по приглашению CNN ездили в Атланту. Там они и познакомились с Тёрнером, который позвал советских журналистов погостить у себя дома. Когда через несколько лет в руках у Сагалаева оказались права на «шестую кнопку», он решил рискнуть и предложил американцу идею совместного с CNN канала. Почти не раздумывая, Тёрнер согласился.
1 января 1993 года ТВ-6 вышел в эфир. Впервые российский зритель увидел старые американские мюзиклы, вестерны, комедии, фильмы с голливудскими звёздами Гретой Гарбо и Элизабет Тейлор. Руководству удалось также договориться с режиссёрами Кареном Шахназаровым и Никитой Михалковым, чтобы они бесплатно разрешили показывать их картины. Кроме того, два часа в будний день и один раз в выходной TV-6 транслировал новости CNN с синхронным переводом.
В 1994 году телекомпания начинает развивать телесеть. С получением в аренду спутника стало возможным раздавать сигнал на регионы. Причём своих частот, помимо московской, у ТВ-6 было немного — чаще всего канал вещал в регионах через сетевых партнёров. Партнёрская программа была гибкой, и канал-партнёр мог повторять перекрываемые им программы в другой день. Когда в Москве шёл ночной перерыв, на спутник ТВ-6 передавал художественные фильмы. «Северная корона» окончательно покинула «шестую кнопку», но взамен продавала свои программы для показа уже на ТВ-6.
Вот только в отношениях с американцами наступило похолодание. В обязанности людей Тёрнера входило заполнять эфир рекламой. В теории доходы от рекламы должны были более или менее равномерно поступать в карман и CNN, и ТВ-6. На практике всё решали американцы и, конечно, не в пользу российского партнёра. В конце концов в июне 1994 года американцы вышли из числа учредителей ТВ-6.
С появлением спутника аудитория канала сразу выросла до нескольких миллионов. Всё это время Эдуард Сагалаев понимал, что долго существовать без собственного программирования не получится, и вскоре начал собирать команду. Генеральным директором тогда стал Александр Пономарёв, главным продюсером — Иван Демидов, директором программ — Александр Олейников. ТВ-6 стал школой для многих тогдашних журналистов — немалая часть из них продолжает работать на телевидении до сих пор.
Самой первой программой ТВ-6 стала программа Петра Шепотинника «Кинескоп» — ещё в января того года (что небезынтересно — она до сих пор выходит в эфир, но уже на канале «Культура»). А в октябре вышли в эфир «Катастрофы недели».
1995 год ознаменовался выходом множества программ, которые помогли ТВ-6 обрести своё лицо. В команду пришли бывшие КВНщики, которые стали делать сразу блок юмористических программ: «Назло рекордам», «О.С.П.-студия», «33 квадратных метра». В сетке появились собственные программы, которые стали для телеканала знаковыми — «Моё кино» с Виктором Мережко, «Я сама» с Юлией Меньшовой, «Дорожный патруль», «Катастрофы недели» и «Вы-очевидец» Иваном Усачевым. Позже вышли легендарные «Акулы пера» с Ильёй Легостаевым», «Вы — очевидец», «Партийная зона» и многие другие.
Не забывали создатели телеканала и о том, что когда-то позволило им с нуля завоевать аудиторию. Руководство получило эксклюзив на трансляцию популярных за рубежом сериалов, таких как «Вавилон-5», «Дежурная аптека», «Грейс в огне», «Третья планета от Солнца», «Женаты… с детьми» и других. Последние два интересны тем, что их много лет спустя попытаются адаптировать на российской почве, и если «Гуманоиды в Королёве» выдались откровенно неудачными, то «Счастливы вместе» стали неоднозначным, но всё-таки событием.
Собственные новости на ТВ-6 появились весной 1996 года. Выходили они чуть больше 1 года, после чего их производство было передано сторонней организации — агентству «Телевизионная служба новостей». Итоги дня и недели подводились интересным способом: в итоговом выпуске дня зрителям предлагалось телефонное голосование по теме, которую они считают самой интересной. По каждой из новостей готовился развёрнутый репортаж, который выходил в эфир в воскресном выпуске. Тем не менее, ещё оставалась самостоятельная программа «Обозреватель», которую готовила команда под руководством Станислава Кучера.
1997 год ТВ-6 провожал с позитивом. Помимо собственного программирования, МНВК стала постепенно входить в кино- и сериальное производство: компания соучаствовала в создании сериала «Чехов и Ко» и фильма «Операция „С Новым годом!“». Канал был стабильно популярен в регионах, и команда нередко устраивала выездные мероприятия для зрителей.
1998 год, ознаменовавшийся дефолтом, Сагалаев провожал всё так же оптимистично. Но именно после этого ему предстояло расстаться со своей долей в МНВК, которую уступил структурам Бориса Березовского. Овладев 75% акций канала, Березовский стал менять и его эфирную политику — если раньше он позиционировался как семейный, развлекательный, то теперь ТВ-6 начал делать упор на новости, политику, информацию. Постепенно стали появляться общественно-политические программы, как «Место встречи» с Ариной Шараповой, и дело постепенно шло к возобновлению собственного производства новостей. Это был логичный шаг, но всё равно обставленный некрасиво: ТСН не предупредили о прекращении трансляции выпусков новостей, а просто включили новости от команды под руководством Михаила Пономарёва.
Канал по-прежнему делал ставку на зарубежное кино — впервые шестая кнопка транслировала все части серии «Кошмар на улице Вязов», а также состоялась российская премьера картины Романа Полански «Девятые врата». Но в целом ситуацию это не спасало — прежний интерес угасал, права на лучшие фильмы истекали, и в эфир выпускались западные фильмы посредственного качества, порой повторявшиеся раз в 3-4 месяца.
Как ни странно, даже в таких обстоятельствах — практически за идею — появлялись какие-то обновления в эфирной сетке. Так, появилась игровая программа Петра Фадеева и пришла уже знаменитая «Своя игра».
Но в 2001 году всё кардинально поменялось. В течение весны на ТВ-6 пришёл Евгений Киселёв и солидная часть журналистов, прежде работавших на НТВ. Шаг порой воспринимается как неоднозначный, и среди самих приходящих нет единой точки зрения: так, Виктор Шендерович был убеждён, что этот шаг был необходим, чтобы поддерживать в стране свободу слова и возможность трансляции разных точек зрения, а Андрей Норкин посчитал, что нельзя было заставлять платить за их благополучие других людей.
Так или иначе, но с новыми людьми пришли на ТВ-6 и новые веяния. Этот период был коротким, но ярким. Самым известным детищем новой команды на ТВ-6 стало взрывное реалити-шоу «За стеклом», ряд старых программ ТВ-6 задышали по-новому, и программы с НТВ тоже находили своего зрителя.
Всё неожиданно закончилось в январе 2002 года. «Лукойл», до этого практически не участововавший в жизни ТВ-6, подал в суд иск о ликвидации телекомпании. Самой популярной версией такого поворота событий выдвигается политическое давление, по другой здесь сыграл фактор личной неприязни Вагита Алекперова к Борису Березовскому. Так это было или иначе, но итог был один — 21 января 2002 года ТВ-6 доработал до полуночи, после чего покинул эфир…
На ТВ-6 наступила волна неопределённости — нужно было решаться, что и как делать дальше. А на его бывших частотах воцарился спорт — эфирное время передали в пользование телекомпании «НТВ-Плюс». Но это — уже другая история. И не одна.