"Рыцарь эфира". К 90-летию Игоря Кириллова - Старый Телевизор
"Рыцарь эфира". К 90-летию Игоря Кириллова
21 сентября 2022, 20:37 134 CDS-Sovenok-2017 staroetv.su

Есть такие люди, которых называют символами эпохи.
Порой они действительно могут собой её очень ярко олицетворить.
Одним из самых ярких таких лиц был Игорь Кириллов. Легенда телевидения, знаменитый ведущий программы "Время".
Неделю назад он мог справить 90-летний юбилей...

Игорь Леонидович Кириллов появился на свет 14 сентября 1932 года. Отец Игоря был военнослужащим. В юном возрасте родители заметили, что сын увлекается пародированием и часто делает маленькие представления в компании мальчишек, с которыми играл.

Я помню выступал и читал басню "Осёл и соловей". Я так волновался, что я сказал: "Иван Андреевич Крылов. "Осёл и соловей"". И забыл текст. Пауза. И вдруг из зала кто-то: "Осё-ёл...". Зал засмеялся, естественно, меня это очень разозлило – и я тут же всё вспомнил. Ну, вот такой мой дебют неудачный был.

- Игорь Кириллов в фильме "Жизнь в прямом эфире" (Первый канал, 2012)

Мать поддерживала сына, но отец хотел, чтобы он пошел по его стопам и стал военным. После окончания школы, где Игорь Леонидович любыми путями пытался вырваться на сцену, он поступил в Высшее театральное училище им. Щепкина, которое закончил в 55-ом году, после чего устроился рядовым актером в Театр на Таганке. Первые роли Игоря Кириллова особо не выделялись, но постепенно молодой и талантливый актер становился все более знаменитым.

Послевоенное время, сами понимаете…

…И мечта быть режиссёром, чтобы командовать, знаете, кричать «Мотор!» там, «Стоп!» там, и всё прочее, знаете…

Особенно на меня повлиял фильм «Весна», конечно, где Черкассов играл такого режиссёра, который кричал, мог командовать…

Вот мне тоже хотелось быть таким талантливым и умным.

- Игорь Кириллов в фильме "Жизнь в прямом эфире" (Первый канал, 2012)

В один прекрасный день Игоря пригласили провести небольшую телепередачу, с тех пор он оставил театр и ушел на телевидение. Первой работой Игоря была должность помощника режиссера Музыкальной редакции на ЦТ СССР. Вырасти он предполагал в главного режиссёра, но вышел он на другую стезю.

В 1957 году он принял участие в конкурсе дикторов – и выиграл его. Воспоминания об этом дне ярко запечатлелись в его памяти.

Вскоре после этого он объявлял в прямом эфире о запуске первого искусственного спутника, в ещё через 4 года – о полёте Гагарина.

Я, например, никогда не забуду, как он объявил о Полёте Гагарина. Это же ну навеки осталось!...

- Эдуард Сагалаев в фильме "Жизнь в прямом эфире" (Первый канал, 2012)

Работа диктора не отменяла и корреспондентской работы в поле. Кириллов на съёмки мог выезжать и лично. Один из таких репортажей – тест-драйв «горбатого» «Запорожца» - не только дошёл до наших дней, но и стал вновь популярным.

Лучше же до нас дошёл «Голубой огонёк» - Игорь Леонидович также был его соведущим.

Отношение к телевидению в те времена было совершенно особенным.

Нас же и зритель-то воспринимал по-другому! Вот тогда!

И ведь люди ставили телевизор в красный угол, как икону! Сколько писем и мне приходило, и другим, что… Вот одна там женщина пишет про своего мужа – она говорит: «Ну, совсем ошалел! Он, говорит, выходит – он не выходит вечером в комнату, когда там вы на экране, или вот программа «Время», он не выходит – он костюм надевает! Я ему говорю: «Ты что костюм?». А он говорит: «Ну, как же? Неудобно!»». И, кстати, это было повальное явление!

- Аза Лихитченко в фильме "Жизнь в прямом эфире" (Первый канал, 2012)

Поскольку нас было мало, мы часто появлялись на экранах. И поэтому я знаю, как зрители любили – вот пришла, все называли зрители: «Ой! Как там наша Анечка?» (это о Шиловой Ане) - «Как там наша Валечка (Леонтьева), Игорёк?» - «Ой, а вчера-то что-то она была с печальными глазами, что-нибудь дома случилось?...». В общем, зрители тоже были нашими друзьями.

- Светлана Жильцова в фильме "Жизнь в прямом эфире" (Первый канал, 2012)

Мы куда-то выезжали там, встречаясь со зрителями, но Игоря Кириллова с нами не было вот в этой поездке. Я никогда не забуду, как один человек встал и сказал: «Это вот жалко, что нет Игоря Леонидовича!» - «А что такое?» - «Ну, я бы вот его попросил, чтобы нам пенсии бы подняли.». Я его сначала не понял, и говорю: «А почему Кириллов?» - «Ну, он же всё решает! Он же как бы вот по телевизору всё говорит – что в стране происходит и что надо там. Пусть он скажет Брежневу, чтобы он повысил пенсии.». Потому что люди считали его самым главным в стране.

- Эдуард Сагалаев в фильме "Жизнь в прямом эфире" (Первый канал, 2012)

Такой успех запросто может вскружить голову. Но ещё в начале карьеры Игорь Леонидович получило мощную прививку от звёздной болезни.

Раньше у нас не было Интернета, нам писали письма. Очень хорошие и добрые, даже объяснения в любви были. А однажды мы снимали уроки русского языка для Чехословакии у павильона «Космос» на ВДНХ. Рядом люди стоят, смотрят. И вдруг я слышу, как две женщины разговаривают. И одна говорит: «А знаешь, мне Кириллов совсем не нравится. Вот Балашов - другое дело!» У меня все внутри замерло… Как? Она меня не любит?! Но тут я вспомнил постулат Ольги Сергеевны Высоцкой (знаменитый диктор советского радио. - Ред.), предупреждавшей меня о том, что не могут любить тебя все зрители, и стал смеяться над собой. Вокруг подумали, что я свихнулся. Это был урок на всю жизнь. То, что ты часто появляешься по телевидению, еще не достижение. К себе надо относиться снисходительно.

- Игорь Кириллов в фильме "Как молоды мы были" (Первый канал, 2017)

"Когда его приветствовали "Здравствуйте, мэтр!", он всегда говорил: "Метр восемьдесят три. Он до последнего момента шутил."

- комментарий Константина Эрнста

– Кириллов понимал свою значимость для страны?

– Никогда этого не показывал. Всегда был лишён пафоса. Однажды мы вели с ним мероприятие в «Президент отеле», награждали заслуженных людей. После награждения подходит к Кириллову человек: «Игорь Леонидович, вы – ум, честь и совесть нашей эпохи», – говорит незнакомец. «Да, что вы, это не про меня, вы меня с кем-то перепутали», – сказал Кириллов, сильно смутившись.

- комментарий Анны Шатиловой газете «Собеседник» (30.10.2021)

Когда один из зрителей, встретив меня, как-то обрадовался - ну, он уже в возрасте достаточно был - он не знал, как ко мне обратиться. Он сказал: "Вы же динозавр телевидения!". Но я сказал: "Динозавры-то вымерли давно, а ещё, как ни странно, жив."

- из интервью Игоря Кириллова Телекомпании НТВ

В 1968 году была запущена программа «Время». На долгие годы она стала основной информационной программой советского телевидения – и одним из главных символов страны. В памяти об этом главе в жизни у Игоря Леонидовича осталось многое.

Да, у нас были цензоры. Смотрели папку с новостями перед выходом в эфир - проверяли нет ли государственных или военных секретов. А что касается политической цензуры, она сидела в голове, потому что все мы были воспитаны в том обществе, когда перед тем, чтобы сказать что-нибудь нужно было чуть-чуть подумать. Какие-то официальный тексты из «Правды» приходилось немного перерабатывать, но особо импровизировать ни у кого желания не было. Только однажды была история, когда Брежнев должен был встретиться с Никсоном и все надеялись, что это послужит концом холодной войны. Я должен был сообщить об этой встрече. Текст был такой: 15 строчек и одна точка. Мы с редактором решили его разделить на три части. Но перед эфиром он побежал посоветоваться. Приходит и говорит: «Хорошо, что мы с этим не вышли!» Дело в том, что три месяца над этой формулировкой почти по-толстовки зигзагообразного текста работали международный отдел ЦК КПСС и американский отдел министерства иностранных дел!

- из интервью Игоря Кириллова газете "Комсомольская правда" (2012 год)

Один из эпизодов новостных будней много лет спустя воплотился в фильме "Зависть богов".

Эта ужасная история произошла со мной на самом деле! Ведь камера постоянно направлена на меня, как дать сигнал, что текст кончился? Как передать мне листы с текстом? Я тянул время, как мог, растягивал слова, делал мхатовские паузы… Самый худенький из наших редакторов потом все же умудрился проползти под осветительными приборами и незаметно передать мне недостающие листы.

- Игорь Кириллов в интервью газете "Собеседник" (25.11.2010)

Интересный факт: цитируемое в данном эпизоде Постановление №744 от 28.07.1983 было объявлено недействующим лишь 21 февраля позапрошлого года.

Помню, как одна талантливая ведущая программы «Время» вместо «пакистанцев» сказала – «палестинцев». Ну, вот случайно выскочило у нее. И представитель Палестины прислал в МИД гневную бумагу. Мы вышли из положения так: в течение определенного времени в нашей программе рассказывали о сложной жизни палестинцев. Потом пришло благодарственное письмо из посольства. Ту женщину не уволили, хотели лишить премии. Но я уговорил этого не делать. Конечно, в любом творческом коллективе бывает разное. Но мы старались проблемы решать между собой.

- Игорь Кириллов в комментарии "Собеседнику" (01.11.2011)

Ведущих в ней было много – но именно пара Игоря Кириллова и Анны Шатиловой стала самой любимой и узнаваемой.

Они были коллегами в кадре и друзьями. Конечно, молва приписывала им и нечто большее, но вряд ли из-за этого они оставили бы свои семьи.

Вся страна считала, что это… «Как?!» - когда говоришь: «Да нет, у него жена – звукорежиссёр, Ирина Кириллова.» - «Как?! А не Аня разве?»

- Карелия Кислова в фильме "Жизнь в прямом эфире" (Первый канал, 2012)

Она вошла в мою жизнь, в моё сердце вот примерно где-то с 7го класса. Когда мы уже чаще стали встречаться. Но наши взаимоотношения продолжались и летом. В каникулы. Потому что дачи у нас были в одном месте, только по разные стороны железной дороги. Поэтому я приезжал там сначала на велосипеде, а потом – на мотоцикле…

- Игорь Кириллов в фильме "Жизнь в прямом эфире" (Первый канал, 2012)

За нашу жизнь у нас не было серьезных конфликтов. Иногда ее мудрость превалировала, помогала мне принять правильные решения. И у нас не было проблем в этом смысле. Потерять ее для меня была страшная трагедия. А недавно ушла из жизни ее младшая сестра Наташа, которая была мне как родная сестра.

Самым строгим моим критиком была Ирина. Ох, как она меня корила! Она же знала все мои крупные, средние и мелкие недостатки. Работа на телевидении нас настолько увлекла - как в болото мы зашли, из которого нельзя выйти. Может быть, нам надо было больше внимания детям уделять. Особенно младшему ребенку. Сыну, который рано ушел из жизни.

- комментарий Игоря Кириллова газете "Комсомольская правда"

Семейная тема была в целом сложной для Кириллова. Родителями Кирилловы стали через 7 лет после женитьбы: в 1961 году родилась дочь Анна, а в 1971 года - сын Всеволод. Впоследствии Игорь Леонидович жалел, что много времени посвящал работе и не заметил, как сын вырос и потерял с ним связь. Всеволод крепко поссорился с отцом и навсегда прервал общение с родителями.

Анна же стала пианисткой и впоследствии уехала в Германию.

– А с дочкой общаетесь?

– Дочь Аня уехала в Германию. Она пианистка, окончила консерваторию. Ее муж, с которым она сейчас уже развелась, был оперным певцом. Чтобы найти достойную работу, им пришлось уехать туда. Так она там и осталась, живет в Бремене. Занимается с иностранными оперными певцами, которые исполняют русские оперы, работает над их произношением. Сейчас поставили «Евгения Онегина» на русском языке. Она очень довольна этой работой.

– Она не хотела вас туда забрать?

– Как же я могу туда уехать? Я вообще не люблю уезжать за границу, десять дней там для меня – целый век. И раньше не любил… С покойной женой мы навещали дочь всего два раза. Бремен – очень красивый город, весь в цветах. Но очень скучно, такая неинтересная сытая жизнь… Дым отечества намного приятней, хотя он иногда и едкий, особенно этим летом (улыбается).

- Игорь Кириллов в интервью газете "Собеседник" (25.11.2010)

В 1981 году Кириллов выпускает в эфир свой самый худший спич. По крайней мере, всю жизнь таковым его считал он сам.

Когда я потом смотрел свои записи - в будни, рабочий день - это было до того отвратительно...

- Игорь Кириллов в фильме "Жизнь в прямом эфире" (Первый канал, 2012)

В 1982 году Игорь Леонидович стал Народным артистом РСФСР, а в 1988 году – Народным артистом СССР. Такого звания до него удостаивался только Юрий Левитан, после него – уже никто.

Несколько лет назад Кириллова чествовали в одной из телевизионных программ, куда он пригласил и нас с Наташей, попросив обязательно сказать несколько слов про «Хрустальный подсолнух», он очень был доволен работой на премии, лауреатом которой тоже стал. На этой программе я осмелился и сказал, что Алексей Владимирович Баталов считает, что Кириллов как диктор намного лучше, чем Левитан, а Левитан просто нравился Сталину. На что Игорь Леонидович возмутился. «Что вы такое говорите, Михаил Семёнович, – сказал Игорь Леонидович, – Левитан – это наш учитель!»

- комментарий Михаила Цивина "Собеседнику" (04.11.2021)

Игорь Леонидович стал и кавалером Ордена Трудового Красного Знамени, а много лет спустя - кавалером Ордена "За заслуги перед Отечеством".

Я тогда хотел уйти с этой работы, заниматься другими программами. Меня, конечно, не отпустил наш председатель, но посоветовал перечитать всего Салтыкова-Щедрина и подсказал, как приобрести полное собрание. Я прочитал и понял: в русском общении не так важно то, что вы говорите, а что за этим стоит. Когда телевидение было искусством, в нашей профессии, в профессии любого телеведущего, журналиста, корреспондента, комментатора, политобозревателя все-таки главным были три кита. Первое — что я говорю, то есть вы должны очень четко представлять себе содержание и как-то проникнуть в суть всего этого. Второе — кому я говорю. Не миллионам, не тысячам, а одному человеку. Не родственнику, боже упаси, а тому, которого я знаю. Это мог быть мой знакомый, который настроен положительно к режиму или саркастически относящийся к тому, что происходит в нашей стране, одним словом, нормальный хороший человек, с которым приятно побеседовать. У меня был такой человек, сосед по лестничной площадке, Маршал Советского Союза, маршал авиации, дважды Герой Советского Союза Евгений Яковлевич Савицкий. Он очень был внимателен к газете «Правда», вычитывал ее абсолютно от корки до корки. А потом ходил вокруг дома (у нас был такой садик) с полковниками, генералами и обсуждал то, что написано. И вот однажды у лифта на лестничной площадке он сказал: «Ой, вы знаете, я сегодня «Правду» не читал, но вы вчера так точно изложили Постановление ЦК КПСС и Совета министров, что мне было этого достаточно». Вот такой комплимент я получил, до сих пор помню. А иногда, когда я говорил о простых вещах, о снижении цен на макароны, консервы, спички, я уже как бы общался с нашей консьержкой тетей Дусей, царство ей небесное. И еще важно, ради чего, зачем я это говорю. Самое страшное, когда информация идет мимо, в одно ухо влетает, а в другое вылетает — вот тогда переключают телевизор на другой канал.

— Вы же зачитывали еще и заявление Политбюро о вводе советских войск в Чехословакию, в Афганистан. Вот Познер в свое время покаялся за то, что, работая на Иновещании, оправдывал наши танки в Праге. Но он был комментатором, не диктором. А с дикторов, может, взятки гладки?

— Знаете, тогда я был молод. Я же был в Чехословакии до событий 1968 года и делал там уроки русского языка для чехов и словаков, очень много снимал в Праге, в Братиславе. Тогда был лозунг президента ЧССР Готвальда: «С Советским Союзом на вечные времена!». Но понимаете, если ты не веришь в то, что говоришь, то не имеешь права выступать перед микрофоном. Я же себе внушал, я верил. Везде тогда писали кодекс строителя коммунизма, и я верил, что коммунизм — рай на Земле, это нереально совершенно. И я старался внушить себе и даже своей жене, что мы должны родить ребенка, чтобы он жил при коммунизме, такое вот самовнушение.

- из интервью газете "Московский комсомолец" (12.09.2017)

В программе «Время» он работал до 30 декабря 1989 года, после чего был приглашён в программу «Взгляд».

По натуре-то я это, в общем-то, этот самый, авантюрист! Понимаете? Авантюрно, хотя не по возрасту уже. Надо было, как меня учил мой педагог великий, Константин Александрович Зубов, в Малом театре: «Когда человек молод – он сначала действует, потом обдумывает свои поступки, а когда человек постарше становится – он сначала думает, а потом только действует. Но в данном случае я, значит, решил пренебречь этим правилом, этим законом – и согласился. Ну, и мне было интересно.

- Игорь Кириллов в фильме "Жизнь в прямом эфире" (Первый канал, 2012)

Я это сделал – и я об этом не жалею. Потому что я как был, так и остаюсь уверен в том, что это было правильно. Другое дело, что не все журналисты оказались готовы к этому, вот по-настоящему.

- Эдуард Сагалаев в фильме "Жизнь в прямом эфире" (Первый канал, 2012)

Новостная программа перестала быть таковой, превратившись по сути в новостно-аналитическую, – вспоминает колумнист «Собеседника» Анатолий Лысенко. – Ведущими стали журналисты: Сорокина, Киселев, Ростов, Гурнов, Флярковский. А дикторы оказались не у дел. Я тоже стоял на позиции, что их время прошло. Другое дело, что, как у нас часто бывает, ребенка выплеснули вместе с водой. Ликвидировав дикторский отдел, выкинули и опыт этих людей работы в кадре. На место человека, который знает, как достойно представлять информацию в эфире, пришел легкий стёб, ставший сегодня вообще своеобразным жанром.

- комментарий Игоря Кириллова в статье "Диктор на все времена" (Собеседник, 20.07.2010)

Начиная с шестидесятых годов и заканчивая девяностыми, Кириллов вместе с коллегами (на ТВ один ничего не сделаешь) формировал и шлифовал профессию диктора. Сейчас она стала раритетом. Из искусства телевидение превратилось в бизнес и живет по всем законам жанра. На смену дикторам, которых можно сравнить с артистами Большого, Малого театров, пришла высокохудожественная самодеятельность. Сегодня всё проще. Если ты хочешь и тебе разрешили, ты это делаешь, как ты можешь.

- комментарий Владимира Березина в статье "Диктор на все времена" (Собеседник, 20.07.2010)

В 1990 году меня пригласили наши «взглядовцы» Листьев, Любимов, Политковский, Захаров. Тогда наступил очень тяжелый момент. В мой адрес приходили письма — люди обвиняли меня в предательстве. Как я мог связаться с этой молодежью, которая рвет на себе тельняшки и ругает КПСС! Не все понимали, что моя функция заключалась в том, чтобы быть своего рода мостиком между старшим поколением и младшим. И я очень любил этих талантливых ребят. Они очень здорово работали в эфире.

- Игорь Кириллов в фильме "Как молоды мы были" (Первый канал, 2017)

С 1979 года я, тогда молодой редактор, работал на программе «Время», носил спортивным комментаторам тексты. А Кириллов как раз дружил с Николаем Николаевичем Озеровым, для которого я тоже писал. Естественно, тогда мы не дружили — да и не могли дружить. Ведь я был молодым редактором, корреспондентом, а он — матерым руководителем. Но мы были знакомы, — подчеркнул журналист. — А уже потом, когда возникла программа «Взгляд», в какой-то момент начали разбавлять наших борзых ведущих. Сначала разбавляли политическими обозревателями, затем — возникла идея с Кирилловым. Чтобы он в таком мягком домашнем свитере приветствовал зрителей, а уже потом начиналась наша программа. И тогда мы подружились».

- комментарий Александра Политковского (Газета.РУ, 30.10.2021)

В начале 90ых, когда из остатков ЦТ СССР образовалось Телевидение "Останкино", Игорь Леонидович не затерялся. Он так и оставался диктором в эфире.

Но - не только диктором. Он также стал вести самые разнообразные передачи.

К моменту возвращения Игоря Леонидовича на Первый канал в 1995 году, когда тот уже становился ОРТ, Анна Шатилова спокойно оставалась на канале, но многие коллеги уже его покинули, и по большей части – при драматических обстоятельствах.

На ОРТ он работал в Дирекции оформления эфира. Вместе с Анной Шатиловой они участвовали в озвучании анонсов и программы передач. Всю последующую жизнь он был сотрудником Первого канала и участвовал в разнообразных программах и мероприятиях.

В 1998 году он получил свою единственную ТЭФИ – специальный приз за личный вклад в развитие российского телевидения.

День Победы трудно представить без Игоря Леонидовича. Парад на Красной площади и Минута молчания звучали с его голосом.

"Необыкновенное счастье! Я еле дождался наступления утра, чтобы со всех ног бежать на Красную площадь, которая с рассвета была заполнена народом. Что творилось — пересказать невозможно! Люди плакали, рыдали, обнимались, целовались, пели песни. Это день действительно никогда не забыть! Никогда!"

Комментарий Игоря Кириллова РИА (13 марта 2021)

Игорь Леонидович до последнего был в здоровом и бодром расположении духа. Но здоровье порой всё-таки подводило.

Я уже достиг такого предельного возраста, когда говорят: «Надо же, так много не живут!» Иногда еще востребован. Нормально живу. Пока еще хожу и даже могу быстро ходить. И даже бегать иногда. Сейчас прошелся по «Останкино», и даже сердце заболело. Вся жизнь здесь. Она так быстро пролетела. И вот молодость куда-то ушла, а пришла, извините за выражение, старость. Без спросу. Когда набегают минуты слабости, воспоминания обуревают, то очень многое вспоминается. Обидно, что так все быстро прошло...

- комментарий Игоря Кириллова газете "Комсомольская правда"

Кириллов также иногда появлялся в кино. Правда, порой тут случались накладки.

В фильме "Виктор Цой: Смертельный поворот" из цикла "Следствие вели" он снимался в реконструкции - якобы он сообщил советскому народу о гибели певца.

На самом деле эту скорбную весть донёс Владимир Молчанов.

Но это было редкостью. Куда чаще он выступал как живой символ эпохи.

Например, в "Старых песнях о главном".

Или в "Парке Советского периода".

Как живой и человечный символ Советского союза он казался вечным.

Он ещё надеялся встретить своё 90-летие. Но этому уже не суждено было сбыться…

"Его голос, подавляющее большинство тех, кто меня сейчас слышит, слышал с детства. Пожалуй, в нашей стране в ХХ веке было только два главных мужских голоса. Первый раздавался из репродуктора - это был Юрий Левитан. А у второго появилось лицо. И это был Игорь Кириллов. Этот человек сообщил о первом полете спутника, о первом полете человека в космос, сообщал нам самые главные события. Этот голос воплощал время и страну. Не зря в своей всемирно известной песне Стинг использовал только один мужской голос - голос Игоря Кириллова", - сказал Эрнст.

Телеведущий Дмитрий Борисов, в свою очередь, добавил, что Кириллов был удивительно современным человеком, "чувствующим момент". "Он жил здесь и сейчас, менялся вместе со страной. Кириллов - человек образца первого полета в космос Гагарина, он видел 70-е, 80-е, он же - человек XXI века. Это все он. Игорь Леонидович любил телевидение, каждый день смотрел телеканалы, и мы с ним очень часто общались. Я не знаю, могу ли я назвать себя его другом, но то, что он был для меня другом, - это несомненно", - рассказал Борисов.

Он отметил, что Кириллов был человеком, который очень много видел и знал. "Он по-настоящему, по-доброму делился своим опытом… Каждую секунду общаясь с ним, я забывал, что он немножко мой наставник", - подытожил Борисов.

На память же нам остаются программы, репортажи, воспоминания коллег.

- Одному случаю я был свидетелем, - вспоминает телеведущий Дмитрий Крылов. - Это был конец 1982 года. Не стало дорогого Леонида Ильича Брежнева, и его сменил суровый Юрий Владимирович Андропов. По телевизору его речь зачитывал Кириллов. Тогда люди, в том числе и молодые, еще смотрели телевизор и новости. Игорь Кириллов, для меня человек из телевизора, зачитывал обращение нового генсека. Я слушал в пол уха. Где-то в середине я почувствовал какую-то тревогу, что-то в тексте было необычное и страшное. И тотчас мне позвонил мой друг Игорь Нежный. «Ты слышал, что сейчас озвучил диктор? – спросил он, - кажется, будет война». Спустя годы Игорь Леонидович раскрыл тайну того инцидента. Прямой эфир. Текст обращения появился в студии перед Кирилловым за несколько минут до зачитывания, то есть «с колес». Произошла жуткая ошибка по вине редактора: в спешке в стопку листов обращения генсека попали два листа текста выступления начальника генерального штаба войск Варшавского договора, текста очень воинственного и агрессивного по содержанию. От того у нас с моим другом, далеким от этой кухни, и возникло ощущение надвигающейся катастрофы. Кириллов потом с грустным юмором рассказывал об этом эпизоде. Тогда Игорь Леонидович, зачитывая текст, который он видел впервые, почувствовал неладное и… Я не помню, как он вывернулся из этой просто инфарктной ситуации, но в тот момент он проявил чудеса высшего пилотажа.

– Конечно, руководить таким отделом талантливых людей, где каждый был яркой личностью, – это большое искусство. Тут надо обладать и дипломатией, и психологией, – делится с нами диктор ЦТ Лариса Вербицкая. – Разглядеть, почувствовать, не передавить, и в то же время, где надо и пошутить, и защитить. Он все это умел. Игорь Леонидович сыграл в моей судьбе очень большую роль, потому что разглядел во мне способности. Когда я попробовалась в кадре, он сказал: «Мы вас берем. Сколько вам нужно времени, чтобы переехать в Москву?» Я ответила: «Месяц». Но приехала через три месяца. Когда появилась в телецентре Останкино, он говорит: «Ну что же вы, мы вас ждали, а вы не приехали через месяц». И я расстроилась, думаю, все! Он заметил это, улыбнулся: «Ладно, ладно, я пошутил. Идите, оформляйтесь». В этом он был весь… У него всегда был внутренний редактор, внутренний цензор такой. Потому что огромный опыт работы в то время, когда каждое слово имело цену, и Кириллов никогда не бросал свои слова на ветер.


«Игорь Леонидович первым разглядел мой потенциал. Стал моим учителем. Был всегда терпелив и корректен. Он — большая эра телевидения. Человек, стоявший у истоков. Он научил меня не быть „звездой“, он верил в меня и всегда говорил: ведущий — это лишь вершина айсберга, которая опирается на огромную глыбу, состоящую из других профессионалов, без них и хорошего отношения в команде верхушка быстро растает. Он называл себя телесобеседником и действительно был им для огромного числа людей.»

- Комментарий Кати Андреевой (URA.RU, 30.10.2021)

«Игорь Леонидович был невероятно веселым человеком при жизни. Жалко, что единственный раз, когда меня спрашивают о нем — это сейчас (после смерти Кириллова, прим. URA.RU). Он был очень профессиональным, очень добрым, теплым. Мы поддерживали с ним отношения и после того, как перестали работать на телевидении.»

Комментарий Александра Любимова (URA.RU, 30.10.2021)

«Он был образцом абсолютно блестящей телевизионной работы. Слово «диктор» в начале 1990-х стало даже немного презрительным: те люди, которые тогда работали в этом качестве, в подметки не годились тому же Кириллову, Анне Шатиловой, Валентине Леонтьевой и другим, — заявил Губерниев. — Кириллов — глыба. Если проводить параллель со спортом, он был многократным олимпийским чемпионом и рекордсменом мира».

«Он делал великолепную работу — и в кадре, и за кадром. Мне посчастливилось быть с ним знакомым. Более того, мой телевизионный учитель Александр Колтаков является одним из учеников Игоря Леонидовича. Поэтому и я тоже в какой-то степени советы Кириллова через Колтакова реализовывал на практике, — объяснил телеведущий. — Он был очень чутким, отзывчивым, добрым и порядочным человеком. А это сейчас, согласимся, редкость».

Комментарий Дмитрия Губерниева (Газета.РУ, 30.10.2021)

Вот я лично воспринимаю его уход, как личную трагедию. Понимаю, что он ушёл в очень преклонном возрасте, на 90-м году жизни… Но когда человек живет, кажется, что он будет жить долго, чуть ли не вечно. Ну как вот без него? Часто он мне звонил <…>, не забывал никогда поздравить с днём рождения.

- Комментарий Евгения Кочергина (РИА Новости, 30.10.2021)

21 сентября 2022, 20:37 134 CDS-Sovenok-2017 staroetv.su
Комментарии загрузка...
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий