«Известия» продолжают цикл эксклюзивных интервью с руководителями основных российских телеканалов о тенденциях современного телевидения и итогах сезона. Для канала REN TV сезон был драматичным в связи с подготовкой к смене собственника, которая произошла в июне. О том, как это обстоятельство влияло на работу канала и что ждет REN TV в будущем, генеральный директор телеканала Дмитрий Лесневский рассказал обозревателю «Известий» Евгению Кузину.
«Нам не все равно, кто с нами вместе владеет каналом»
«Известия»: В конце телесезона поменялся состав акционеров REN TV. Вам и Ирене Лесневской пришлось продать свои акции, и вы перестали быть собственниками того проекта, который создали. Что лично для вас изменилось после этой сделки?
Дмитрий Лесневский: Не думаю, что для читателей «Известий» вопрос моих личных эмоциональных переживаний и рассказ о том, что происходит с человеком, который четырнадцать лет создавал бизнес, а потом его продал, являются интересными темами. Это ведь пока не связано с тем, что люди будут смотреть по REN TV.
«Известия»: Говорят, что вы лично сильно обогатились в результате сделки — называют сумму отступных в десятки миллионов долларов за отказ от своих акций. Это правда? Куда вложите средства?
Лесневский: Отступные — это какой-то военный термин, Бородино. Вы, видимо, имеете в виду продажу пакета акций. Пока мы создавали канал, двигали вперед, я не воспринимал, что эквивалент всех моих искренних усилий — всего лишь деньги. Я не относился к REN TV только как к бизнесу. Но пришлось, как минимум в каком-то краткосрочном периоде, воспринять канал не как дело жизни, а как бизнес-проект, с которым надо быть готовым расстаться, продать его, начать новое дело. Это норма для предпринимательской практики.
Если говорить о продаже нашей доли — то с точки зрения рыночной стоимости сделка хорошая. Но если правильно управлять каналом в будущем, то в ближайшие годы REN TV может вырасти в цене раза в три — до 1 миллиарда долларов. Мы довели компанию до точки успеха, и последующий рывок видится мне простым в случае профессионального отношения новых владельцев к этому бизнесу. С той позиции, которую сейчас занимает REN TV, есть все возможности вывести компанию в позицию активной борьбы за третью-четвертую строчку популярности.
«Известия»: Но сейчас REN TV далеко от четвертого места, и доля канала последние четыре года не росла, как у ближайших конкурентов, а стабильно держалась на уровне 5% аудитории. Это ваш потолок?
Лесневский: Это совсем не потолок. За этот же период доля REN TV в Москве выросла почти в два раза и сейчас составляет 7% по аудитории 6-54 (среди зрителей от 6 до 54 лет, на которых ориентируется канал. — «Известия»). Последние годы не было инвестиций в нашу региональную сеть. И во многом эта стагнация была связана с решением РАО «ЕЭС России» выйти из непрофильного бизнеса. Чтобы телевидение развивалось, владельцы компании должны совпадать даже мировоззренчески. Нам не все равно, кто с нами вместе владеет каналом. Нам важно понимать, чего хотят остальные акционеры, как они представляют окружающий мир. Мы в свое время сознательно шли к определенной личности и хотели делать REN TV с Анатолием Чубайсом. Компания General Electric, например, один из самых успешных владельцев медиа-активов в мире. У «Газпрома» или теперь Газпромбанка медиа-активы считаются профильными, а у РАО «ЕЭС» — нет. Но так случилось.
Когда три года назад стало ясно, что поменяется структура мажоритарного пакета акций REN TV, моей задачей как менеджера было сохранить устойчивость канала, обеспечить его эффективную работу при отсутствии инвестиций и по возможности повысить прибыльность и капитализацию. Говорят, что телевидение — это велосипед. Здесь нельзя стоять на месте, а надо постоянно двигаться вперед — иначе упадешь. Так вот, на фоне растущих конкурентов и появления новых каналов нам удалось сохранить свои позиции, что на растущем телевизионном рынке принесло успех. Более того, я считаю, что в наступающем сезоне с сентября будет экспансия REN TV. Мы подготовили интересный сезон 2005-2006 годов.
«Известия»: А совпадают ли взгляды «Северстали» и RTL Group?
Лесневский: Это вопрос не ко мне. Я думаю, что они могут найти общий язык, и я вижу, что это сильный альянс крупной, успешной российской компании и абсолютно профессионального медийного инвестора, пришедшего на российский рынок.
«Известия»: Можно ли говорить, что REN TV — больше не канал Лесневских, каковым был все время? Не стоит ли изменить название — все-таки оно происходит от имени Ирены Лесневской?
Лесневский: Ваш вопрос опережает возможное развитие ситуации. На сегодняшний день могу сказать точно, что управлять чужим бизнесом мы — Ирена Лесневская и я — не будем, потому что в таком качестве мы не эффективны. Мы для себя не исключаем возможности остаться на канале в случае достижения определенных договоренностей с акционерами. Если новые владельцы захотят пойти нам навстречу, мы останемся в бизнесе, будем его совладельцами. Переговоры идут по целому комплексу вопросов, включая здание, принадлежащее «REN-фильму» (наша с Иреной частная компания), которое сейчас арендует REN TV. Также обсуждаются вопросы возможного ребрендинга.
«Известия»: Правильно ли я вас понял, что вы с Иреной Лесневской не исключаете возможности приобрести часть акций канала и уже сделали такое предложение собственникам?
Лесневский: Вы правильно поняли.
«Известия»: Речь, видимо, идет про часть акций «Северстали», потому что и представители RTL хотят увеличить свой пакет?
Лесневский: Переговоры еще идут, и я не готов это комментировать.
«Мы создаем атмосферные миры, рассчитанные на определенного зрителя»
«Известия»: Вы сказали о возможностях REN TV побороться за третье место. За счет какого зрителя планирует увеличить аудиторию?
Лесневский: Рассчитываем привлечь зрителей от 18 до 45 лет в прайм-тайм. Мы кардинально изменили сетку вещания канала и результаты рассчитываем получить уже осенью. Это был очень важный для нас шаг, к которому мы шли два года. Мы хотим уйти от зависимости от голливудских кинокомпаний, которым мы были вынуждены отвозить большую часть нашей прибыли. Показывать ежедневно в прайм-тайм фильм неперспективно.
Отказавшись от кино, нам надо было найти замену, во-первых, эффективную, во-вторых, сразу или через какое-то время адекватную по себестоимости. На смену вечерним фильмам придут три линейки оригинальных собственных сериалов. 29 августа стартует эта сетка, где вместе с повторами и новыми сериями «Солдат» выйдут еще два новых бренда. Один из них называется «Туристы», а второй — «Студенты». В случае, если у каждого из этих сериалов будет хотя бы половина успеха «Солдат», у REN TV будет сильный сезон.
«Известия»: Почему зависимость от сериалов вам кажется перспективнее, чем зависимость от голливудского кино?
Лесневский: Я считаю, что REN TV вообще сериалы в их привычном понимании не производит. Раньше — да, а теперь мы отказались от производства каких-то конкретных названий, сценариев. Мы в нашем телепространстве создаем атмосферные миры, и каждый из них рассчитан на определенного зрителя. То, что я по привычке назвал сериалами, — это скорее бренды: тема, название, набор определенных критериев, которые мы закладываем в проект, поэтапное производство, когда мы сначала делаем 60 первых серий, три месяца смотрим на результат и решаем дальнейшую судьбу. В случае успеха мы развиваем бренд и снимаем продолжение. Если же какой-то бренд не сработает, у нас в портфеле есть 7-8 разработок других тем.
«Известия»: Но тогда REN TV придется перестать продавать свои сериалы другим каналам, как это происходит до сих пор?
Лесневский: Вы правы — если раньше мы все вторые показы своих сериалов сразу продавали другим каналам, то теперь от этой практики мы отказались. Бренды нам как раз и нужны для того, чтобы они ассоциировались только с маркой REN TV и отличали наш канал от другого. В США немыслимо, чтобы сериал в прайм-тайм сначала шел на ABC, а потом на NBC. Это общепринятое правило: продукт, по которому возникает идентификация канала, не продается. Мы получили предложения продать сериал «Солдаты» почти от всех каналов, но всем отказали, потому что не считаем правильным продавать по кусочкам свой вкус, запах и, в конечном счете, бренд REN TV. Мы хотим создать в эфире любимые и узнаваемые для разных аудиторий места, куда будут приходить зрители и по возможности оставаться со своими любимыми героями.
«Известия»: А чем этот жанр отличается от набирающего популярность ситкома?
Лесневский: Я бы не называл это ситкомом. Если говорить о жанре и «Солдат», и «Туристов», и «Студентов», они ближе к лирической комедии, ближе к телекино и по способу съемок, и по эстетике. Там, например, не будет закадрового смеха. Нам нужен не закадровый смех, а эмоции в квартирах у телеэкранов.
«Известия»: А кино на канале совсем не останется?
Лесневский: Мы будем показывать три фильма в неделю — в уикенд. Зачем показывать среднее кино каждый день, когда можно ставить в эфир только хорошие фильмы — теперь это будет проще.
«Солдаты» удержали REN TV от падения
Рейтинг и доля телеканала REN TV сохраняют стабильность последние 4 года. Никакие события, происходящие на медиа-рынке с 2001 года, не влияли на популярность последнего частного канала с информационным вещанием — средняя доля REN TV колеблется на уровне 5,2-5,5% по России (здесь и далее приводятся данные TNS Gallup Media по аудитории старше 4 лет). Эта стабильность, которую гендиректор канала Дмитрий Лесневский объяснил предпродажной подготовкой и отсутствием инвестиций, позволила ближайшему конкуренту — телеканалу ТНТ год назад обогнать REN TV и закрепиться на пятом месте с 6,8% доли в сезоне-2004/2005 против 5,2% у канала Лесневских. Оба канала составляют сегодня на медиа-рынке третью конкурентную пару.
Главным успехом REN TV в прошлом сезоне стал комедийный сериал «Солдаты». Доля зрителей сериала стабильно превышала среднюю долю канала почти в 4 раза — подобным успехом не может похвастать ни один телевизионный проект сезона на других телеканалах. Три части этого сериала возглавляют список 20 самых популярных программ REN TV минувшего сезона. Популярность «Солдат» росла с каждым новым циклом. Если доля первой части «Солдат» составила 16,3% зрителей (третье место в «Топ-20»), то «Солдаты-2» собрали 21,2% аудитории, возглавив список самых популярных программ канала. «Солдаты-3» с 18% оказались на втором месте.
Именно благодаря «Солдатам» REN TV удалось в минувшем сезоне сохранить свою долю. Во время показа сериала в августе-сентябре 2004 года, феврале-марте и мае-июне доля канала приближалась к 6%, а в остальное время опускалась ниже 5% (см. график).
Стоит отметить, что и другие немногочисленные премьеры собственных проектов REN TV попадали в аудиторию и получали стабильные рейтинги. Так, например, программа «Час суда» оказалась на 8-м месте «Топ-20» с долей 13,4%. Разбор всевозможных жалоб адвокатом Павлом Астаховым привел не только к стабильному успеху у зрителей REN TV, но еще и подтолкнул «Первый канал» и «Россию» к созданию судебных шоу.
Экспериментальное юмористическое шоу «Другая передача», появившееся в апреле, не дотянуло по рейтингам до «Топ-20» за сезон, но в течение нескольких недель оказывалось в десятке лучших программ с долей около 8%.
Основную часть «Топ-20» REN TV составили иностранные фильмы: «Один дома-2» (доля 12,7%), «Такси» (9,6%), «Вокруг света за 80 дней» (9,4%), «Хищник-2» (7,6%). Из собственных сериалов высокие показатели получили «Боец» (доля 12%), «Нина» (9,7%), в то время как широко разрекламированный «КГБ в смокинге» не попал в двадцатку.
Нельзя не отметить и высокие рейтинги информационных выпусков программы «24», а также аналитической программы «Неделя с Марианной Максимовской» — в «Топ-20» их нет, зато они регулярно попадали в десятку лучших программ канала за неделю. Также стабильный успех имел мультсериал «Симпсоны», показ которого недовольные граждане безуспешно пытаются запретить через суд.