Празднование Нового года на ТВ показало: медиаиндустрия страны успешно преодолела кризис. Торжества на экране были пышными и пафосными. Достаточно сказать, что в эфире «Первого» в новогоднюю ночь появилась Наоми Кэмпбелл. Другая примета этого Нового года — война пародий, устроенная двумя главными телеканалами страны. На «Первом» активно язвили в адрес «России». Государственное ТВ в долгу не оставалось и отвечало не менее острыми выпадами.
Правда, была еще одна, довольно приятная особенность телевизионного празднования. Это абсолютно полное отсутствие в эфире пресловутой «газовой темы», которая за последние несколько лет стала для россиян непременным атрибутом Нового года. Разумеется, гневно-обличительные репортажи о перекрытых вентилях, падающем давлении в трубах и стыренных братской Украиной кубометрах топлива — не лучшая телепремьера для десятидневных выходных. А бегущая строка с очередной сводкой с газовых фронтов, появляющаяся в ночь с 31-го на 1-е, — это, простите, уже издевательство над простыми трудящимися.
На сей раз, судя по всему, аромат газа не смешается с традиционными новогодними запахами елки и мандаринов. По отношению к собственному зрителю ТВ настроено весьма радушно. Виртуальный стол ломится от медийных яств — концертов, мюзиклов, фильмов, всевозможных премьер и эксклюзивов. Смотри — не хочу. Впрочем, отношения между ведущими «кнопками» страны далеки от праздничной идиллии. Взять хотя бы новогоднюю ночь на «Первом», собравшую в студии целый полк российских знаменитостей — от неизбежных Урганта-Цекало-Мартиросяна до вполне неожиданных Тимати и Сергея Зверева. Уже одно нарочито тошнотворное название программы, «Оливье-шоу», можно смело расценивать как насмешку над дремучим ретроградством традиционных телеоргий «России».
Однако только лишь намеками креативщики с «первой кнопки» не ограничились. В ход пошли больно жалящие средства сатиры на лица. Бойцы-артисты возглавляемой Цекало и Ко армии «нового юмора» нанесли мощный удар по «петросянствующим» конкурентам с госканала. Досталось, например, безобидной передаче «Городок», причем пародия на детище Стоянова и Олейникова оказалась не столько остроумной, сколько злой. Получили свое и Евгений Ваганыч, и Николай Басков (3D-шарж на «золотой голос России», взятый из шоу «Мульт личности», горланил: «Буду жечь да петушиться!»), и Алла Борисовна. Впрочем, пародия на Пугачеву вышла довольно сдержанной и даже уважительной. Настолько уважительной, что первые две-три минуты невозможно было понять, кто это поет на сцене — сама Примадонна или переодетый артист. А вот пугачевского фаворита, Максима Галкина, создатели «Оливье-шоу» не пощадили и «приложили» аж дважды — в сценке с артистами из «Большой разницы», в которой высмеивались мезозойские «голубые огоньки» «России», и в клипе из «Мульта личности». Забегая вперед, скажем, что господин Галкин в долгу перед «Первым» не остался.
Ядовитые стрелы сатиры обрушились в эту ночь не только на «Россию», но и на другие «кнопки». Свою порцию продвинутого глума получили, например, СТС со «Спортом». Блистательная Нонна Гришаева и ее коллеги по «Большой разнице» прошлись по Тине Канделаки, Татьяне Лазаревой с Михаилом Шацем, Александру Пушному и главному любителю биатлона Дмитрию Губерниеву. Про пародии на Безрукова, Бондарчука, российских хоккеистов и Елену Исинбаеву уже не говорю. В общем — телевизионная дуэль все более отчетливо приобретала масштабы самой настоящей мировой войны. Хорошо еще, что воюющие на десять фронтов участники «Оливье-шоу» успевали самое главное — веселить зрителя. И делали это — будем откровенны — весьма и весьма талантливо. Один только шуточный номер с анонсами важнейших событий 2010 года, состоявший из нарезки кинокадров и юмористических комментариев к ним, стоил десяти современных комедий отечественного производства. Достаточно заметить, что на фрагмент сцены грандиозной оргии из «Парфюмера» Тома Тыквера шутники с «Первого» наложили следующее сообщение: «По стране прокатится волна выпускных вечеров».
Гвоздем же новогодней ночи на главном канале стали частушки, исполненные мультяшными Медведевым и Путиным, коих наконец рискнули изобразить авторы «Мульта личности». Пересказывать удачные юмористические номера — дело неблагодарное. К тому же ролики с «отжигом» первых лиц государства уже наполнили Рунет. И посмотреть на это стоит. По крайней мере, никогда раньше Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич не плясали с гармошкой и бубном в эфире «Первого канала» и не пели про Пикалево, откаты и Медведа. Смелый во всех отношениях номер затмил даже появление в студии «Оливье-шоу» Наоми Кэмпбелл. Мегазвезда модной индустрии пробыла в кадре минуты полторы и осчастливила россиян несколькими комплиментами в адрес нашей родины.
По другую сторону баррикад (т.е., на канале «Россия») все было намного печальнее. За четыре часа до наступления Нового года здесь начался показ мюзикла «Золотой ключик». Роли сказочных персонажей в нем исполняли — ни за что не догадаетесь — Юрий Гальцев, Юрий Стоянов, Филипп Киркоров, Елена Воробей, Николай Басков и другие любимцы широкой публики. Своеобразным бонусом к этой селедке под шубой стала Ксения Собчак, сыгравшая Мальвину. От рецензирования мюзикла я, с вашего позволения, воздержусь. Скажу только, что ровно год назад тот же самый звездный состав (за вычетом Ксении) пел и плясал другую сказку — о золотой рыбке, а еще раньше, в новогоднюю ночь 2007-2008, зрители «России» увидели римейк фильма «Королевство кривых зеркал». Как представляется, не было особого смысла тратить в суровые кризисные времена немалые деньги на очередной телебалаган. Россияне вполне могли бы нарезать салаты и накрыть на стол и под повтор того же «Королевства».
После окончания сказки в эфире «России» начался «Новогодний парад звезд». Колонны поп-идолов (имена, не взыщите, перечислять не буду) в течение двух с лишним часов маршировали под предводительством Пугачевой и Галкина. Разумеется — настоящих, а не пародийных. Максим был настроен решительно. К своим традиционным пародиям на Радзинского — Михалкова он добавил номер с весьма недобрым высмеиванием специфической дикции Вячеслава Зайцева — ведущего шоу «Модный приговор» на «Первом» и, стало быть — представителя враждебного лагеря. Учитывая, что совсем недавно многие СМИ сообщали о микроинсульте, перенесенном известным модельером, смотреть на это было как-то неудобно. Справедливости ради стоит отметить: сам Зайцев вроде как опроверг информацию о своем недуге. Но разве данное обстоятельство может повлиять на тот факт, что глумление над дикцией человека, годящегося тебе в отцы или даже в дедушки, не есть благородное дело?
Ничем другим праздничный эфир «России» не запомнился. Еще скучнее было на остальных каналах. На НТВ даже в Новый год решили сделать ставку на криминальное «мыло». За пять часов до полуночи здесь показали специальные праздничные эпизоды сериала под названием «Глухарь». Актер Максим Аверин, сыгравший в нем главную роль, стал, кроме того, ведущим новогоднего шоу НТВ. Шаг довольно смелый: фамилия этого артиста для широкой аудитории пока не стоит в одном ряду с именами Максима Галкина и Ивана Урганта. Очевидно, продюсеры «Карнавальной ночи с Максимом Авериным» решили сделать ставку на харизму и обаяние звезды «Глухаря». И прогадали. Странноватая и малоприятная улыбка, не сходившая с лица артиста на протяжении всей «Карнавальной ночи», вызывала стойкое желание щелкнуть пультом. А уж песни, звучавшие в программе… Правда, кому-то, может, приятно посмотреть на Лолиту, выступающую на сцене с резиновым носом Бабы-Яги, и послушать Ирину Аллегрову, поющую про свадебные цветы, что были белее снега.
СТС решил пойти по стопам «Первого» и показал шоу пародий под названием «Новый год по-нашему!». Признаться, после номеров из «Оливье-шоу» смотреть эту программу как-то не хотелось. Канал «ТВ Центр» собрал в своей студии артистов, не засветившихся на главных «кнопках», а на РЕН ТВ правили бал звезды «Дискотеки 80-х». Намного изобретательнее поступил «Пятый», встретивший Новый год мультфильмами про Простоквашино. Даже не знаю, смеяться здесь или плакать: все-таки немного обидно за нашу «Пятерку», которая, как выяснилось, уже не может позволить себе зажечь даже самый скромный «голубой огонек».
1 января в эфире продолжились бои телегигантов. В сражение вступила тяжелая кинематографическая артиллерия. «Первый» бабахнул бекмамбетовским блокбастером «Ирония судьбы. Продолжение», а «Россия» ответила эпическо-эпилептическим рашн-мюзиклом «Стиляги». Конечно же, не думали прекращаться поп-шабаши. На «первой копке» на полную громкость работал «Золотой граммофон». На госканале же (к слову — сменившем в новогоднюю ночь свое традиционное название на неуклюжее «Россия-1») в это время шел пятичасовой оливье-марафон из программ «Песня года» и «Юмор года». Всем пропустившим сие зрелище скажу по секрету, что его кульминацией стал страстный поцелуй Николая Баскова и Оксаны Федоровой.
А в девять вечера на канале «Россия», вернее — «Россия-1» (единица в названии, надо полагать, — открытый вызов «Первому») состоялась премьера шоу «Кто хочет стать Максимом Галкиным». Экс-ведущий выходящей на «первой кнопке» викторины «Кто хочет стать миллионером?», над которой вздумалось поглумиться продюсерам конкурирующей телевизионной фирмы, больше не будет задавать вопросы. Это теперь делают другие. А именно — участники специально собранного квинтета звездных игроков. Каждый из них приготовил по пять вопросов, на которые должен ответить сам Галкин. Ведущим почти что пародийного «Миллионера наоборот» стал комментатор Губерниев. У того, думается, свои счеты с «Первым» и его наблюдательными юмористами.