Бывший генпрокурор России Юрий Скуратов уверен — убийство журналиста Владислава Листьева все еще можно раскрыть, поэтому необходимо возобновить расследование дела. По мнению Скуратова, сперва требуется допросить гендиректора Первого канала Константина Эрнста, который в интервью журналисту Евгению Левковичу, якобы, назвал заказчиком преступления предпринимателя Сергея Лисовского. В беседе с «Лентой.ру» Скуратов, лично контролировавший в 90-е дело Листьева, заявил, что следствие в России «работает только по подсказке власти».
Владислав Листьев, в 1995 году — гендиректор ОРТ
Вы недавно заявили, что убийство Владислава Листьева можно раскрыть.
Я сказал, что у Следственного комитета есть все основания отменить постановление о приостановлении дела и возобновить расследование. Дело ведь никуда не делось, собрано очень много разноплановых доказательств, была проведена реальная, а не показушная работа. Это дело стало знаковым, оно покажет жизнеспособность нашей правоохранительной системы — что она работает не только за взятки или на основании политических решений.
Эту очень важную для дела информацию дал человек [гендиректор Первого канала Константин Эрнст], который хорошо знал Влада, который работал длительное время на ОРТ и продолжает работать, который достаточно хорошо информирован.
Но сам-то он отрицает, что говорил это.
Он отрицает, но, наверное, журналисты тоже не идиоты, они же не могли просто это придумать. Естественно, что в этом случае следствие должно допросить и того, и другого. Пусть Эрнст тогда скажет следствию, что этого не говорил, проведут очную ставку и выяснят, кто из них лжесвидетельствует. Это довольно просто, поэтому меня удивляет позиция СК, который пока что набрал в рот воды и молчит. Видимо, Эрнст включил свои какие-то рычаги.
Удивляет и некая пассивная реакция журналистов на это. То они душили всех нас, говорили, как важно раскрыть убийство их коллеги, устраивали разного рода демарши, а здесь — в случае, когда можно возобновить работу и достичь результата, — реакция на эту сенсацию по меньшей мере скромная. Надо сказать, что, когда мы их допрашивали по делу Листьева, они многое утаивали и умалчивали.
Сергей Лисовский, в 90-е годы — владелец рекламного бизнеса
Так является ли именно бизнесмен Сергей Лисовский заказчиком?
Эта версия наряду с другими отрабатывалась в рамках уголовного дела. Для нас она не является новой. Но есть такие понятия, как тайна следствия и презумпция невиновности, поэтому я не могу вам сейчас рассказать о том, чего достигло следствие, так как еще есть шанс довести его до конца.
А Борис Березовский, по-вашему, к этому делу не причастен?
Его роль в этом деле была достаточно непростой. С одной стороны, мы не добыли доказательств, чтобы сказать, что он был организатором или заказчиком, но, с другой стороны, налицо, что он воспрепятствовал проведению обыска по горячим следам, что нанесло ущерб расследованию. Приснопамятный Литвиненко под угрозой оружия, будучи работником ФСБ, не пустил других оперативников для проведения обыска, а потом уже были звонки со стороны высокопоставленных чиновников МВД, Генпрокуратуры и правительства России.
Второе: Березовский до определенного предела скрывал информацию, что накануне убийства виделся с Владом в «ЛогоВАЗе», и только следственным путем нам удалось добыть эту информацию. Тогда он признался, что такая встреча была. Сквозило явное нежелание говорить правду, и была явная убежденность, что Березовский недоговаривает по поводу того, что он знает и каким объемом информации располагает.
В-третьих, его демонстративный отъезд в день убийства. Я думаю, что он был информирован об этой ситуации, но непосредственного участия в ней не принимал. Думаю, что Борис Абрамович в оставленном архиве не обошел вниманием этот важный для политической истории эпизод.
Борис Березовский, в 90-е годы — владелец ОРТ
Березовского часто обвиняют в различных заказных убийствах 1990-х годов. Как вы оцениваете его роль?
Борис Абрамович действовал в криминальном поле, а убийства тогда активно использовались для решения разного рода вопросов политиками, уголовниками и главным образом бизнесменами. Конечно, многие этапы его деятельности сопряжены с убийствами, и из фильма «Березовский» все это очевидно. Ясно, что многие вещи без его участия не проходили и его сопровождали смерти.
Другое дело, что Березовский был такой фигурой, что имел большое влияние на президента и Татьяну Дьяченко. Он очень активно дружил с представителями правоохранительных органов. Люди за счастье считали общаться с ним, и кроме прокуратуры против него по существу никто не работал. Это потом, когда он уехал, испортив отношения с нашим политическим руководством (смеется), много желающих нашлось пинать дохлого льва. Когда Березовский стал открытым оппозиционером, был дан ход расследованию многих дел, а раньше все было по-другому, и многие вещи прокуратура не смогла поднять, так как наши доблестные спецслужбы далеко не все нам давали из того, что у них было.
Вы говорите, что по Листьеву известны заказчики преступления, а это по всем преступлениям так? Ведь убийства журналистов Натальи Эстемировой, Анны Политковской, Пола Хлебникова до сих пор не раскрыты.
Я дело Листьева знаю неплохо, так как лично контролировал расследование. Но картина, конечно, разная. Где-то следствие по каким-то политическим моментам затормаживается, хотя там есть все основания для раскрытия, а где-то есть объективные препятствия или просто не легла карта.