Корреспондент телеканала «Дождь» Ульяна Малашенко рассказала «Старому телевизору» о выборе профессии, самых ярких репортажах и востребованности объективной информации.
Журналистика — это то, чем вы хотите заниматься всю жизнь? Если да, то как к вам пришло осознание этого?
— Да, я действительно хотела заниматься журналистикой, когда поступала на журфак. Я и сейчас убеждена, что это невероятно интересная профессия, которая позволяет все время развиваться и узнавать что-то новое.
Расскажите о своем профессиональном пути. Как попали на «КоммерсантъFM», а после на «Дождь»?
— Когда я услышала про то, что на «Коммерсантъ FM» только-только набирают людей, я даже не отправила резюме. Я работала на телевидении, занималась там экономикой и ничего не знала о радио. Потом я уехала на стажировку в Нидерланды.
Прошло полгода. Неделя до возвращения в Москву. И тут мне звонят коллеги с «Коммерсантъ FM» и просят прокомментировать какую-то голландскую новость. Рассказала, что знала. Кажется, никто сильно не ругался. В общем, когда я садилась в самолет, я уже знала, куда я отправлюсь первым делом в Москве...) И, конечно, когда я пришла на собеседование летом 2010-го, я даже представить себе не могла, что впереди меня ждут такие интересные три года...)
Потом настал момент, когда я поняла, что нужно что-то менять. Через пару дней после ухода с радио я, по совету друзей, отправила резюме на «Дождь». Поразило, что ответили через несколько часов. В общем, я пришла на «Дождь» — и осталась.
Я думаю, что мне очень повезло с этими двумя проектами. Они мне позволили встретиться и поработать с очень интересными людьми: Андрей Норкин, Павел Лобков, Алексей Корнеев, Ксения Туркова...
Ну а начиналось все когда-то очень давно, еще в школе, как у всех, с районных газет и окружного телевидения...)
Волнуетесь ли перед прямым эфиром? Если да, то как справляетесь с этим?
— Да. Но, думаю, именно это волнение позволяет собраться и рассказать максимально много за короткий период времени.
Расскажите о самом крупном успехе и самом крупном провале в профессии.
— Когда работаешь в новостях, очень часто сам по себе репортаж — это вызов. Например, во время поездки в Сирию два года назад журналистов контролировали всегда, и мне приходилось выходить в эфир в присутствии вооруженного мухабаратчика, говорящего по-русски и понимающего, что сейчас, в эту минуту, я рассказываю не только про позицию правительства Асада, но и про позицию его оппонентов...
Московские митинги — это вообще отдельная история. Помню, как во время самого первой акции «За честные выборы» на Чистых прудах во время прямого эфира я лежала на капоте чьей-то машины, полицейские тянули за ноги, а толпа — за руки, не давая меня задерживать.
Сюжет «РИА-Новости» об избиении журналиста Ульяны Малашенко на митинге «За честные выборы» (2012 год)
На Болотной приходилось демонстрировать чудеса ловкости. Интервью записывала сразу на два микрофона — на радийный и микрофон от камеры (тогда еще существовало «Коммерсантъ TV»), и все это — пока ты плечом прижимаешь к уху телефон, ожидая, когда тебя выведут в эфир. А ведь и в твиттер еще писать удавалось. И это ведь в жуткий мороз, когда уже не чувствуешь ни рук, ни ног, а во время включения думаешь, не слышно ли в эфире, как клацают от холода зубы...
К сожалению или к счастью, большая часть работы новостника состоит не из гениальных озарений, а именно из таких историй, которых у каждого журналиста, который работал «в полях», найдется не меньше десятка. Думаю, что я пока не дожила до того момента, когда стоит подводить итоги.
Работа над каким репортажем запомнилась особо?
— Из последних ярких впечатлений — это, конечно, репортаж про выборы мэра в Екатеринбурге. Когда я приехала туда, я поняла, что в Москве совершенно ничего не знают о том, как живут в регионах.
Дело не только в фактах. Дело в том, что люди пытаются вписать происходящее в регионах в систему координат, существующую здесь, в Москве. А в регионах она совершенно другая. Кандидаты, танцующие на барной стойке; роковые уральские женщины в политике; кандидаты-двойники; суровые парни с Уралмаша; глава избиркома, обещающий «не действовать по беспределу»; политика без Путина и Навального... Это, конечно, совершенно другой мир.
Репортаж Ульяны Малашенко о ходе единого дня голосования в Екатеринбурге (2013 год)
Представьте, вам предложили вести программу "Время", согласились бы?
— Нет.
Как вы относитесь к политически ангажированным журналистам?
— Есть классическое правило качественной журналистики: факты и мнения нужно разделять, а не подменять одно другим, как это делает пропаганда. Понятно, что абсолютной объективности достичь невозможно, но в новостях к ней следует стремиться и избегать прямых, по крайней мере, оценок. Потому что новости — это в первую очередь факты.
Другое дело, что в авторских программах, публицистике и аналитических статьях без личного мнения, наверное, не обойтись. В каком-то виде оно все-таки выражается. Но ведь на то это и авторские программы.
Я считаю, что нельзя ставить в эфир заказные материалы «нужной» направленности, нельзя соглашаться на такую работу. Это стыдно. А личные точки зрения у журналистов могут абсолютно разные. Вообще я думаю, что чем больше точек зрения представлено в информационном поле, тем лучше. Люди должны иметь выбор.
Как вы относитесь к «Общественному телевидению России»?
— Я не верю в этот проект.
Смотрите ли телевизор? Если да, то какие телепередачи/телеканалы?
— Я стараюсь следить за тем, что происходит в медиапространстве, потому что постоянно нужно быть в курсе. И, конечно, нужно знать, что происходит и в этой сфере. Но для души я все-таки предпочитаю кино или книги.
Как считаете, есть ли будущее у объективной журналистики в России? В мире?
— Объективные новости будут востребованы всегда.
1 октября на «Дожде» закончился проект «Самый хороший человек на Земле». А кто по вашему такой человек?
— Я думаю, что в каждом человеке есть что-то хорошее и что-то плохое.
Мечтаете ли о собственном проекте (теле-, радио-, в печатном или интернет-СМИ)?
— Я хотела бы заняться документальным кино.
Почему вы решили работать именно на телеканале «Дождь»? Вы бы хотели работать на федеральных (государственных) телеканалах?
— Я думаю, «Дождь» — это то место, где работать не стыдно.