Владеть телеканалом сегодня желают многие. Как частные лица (читай — олигархи очередного призыва, объединившиеся в какой-нибудь «Купец-интернешнл»). Так и общественно-политические образования — ведомства, партии, министерства. Дело понятное: лето пролетит незаметно, и предвыборная гонка выйдет на стартовую прямую. А телеэкран с его необъятным охватом электората, то есть нас с вами, зрителей, в деле «окучивания» этого самого электората играет огромную роль. Да и не все дециметровые частоты еще освоены. Есть свои каналы у Министерства культуры, спортивного ведомства (кстати, в конце лета «дециметровый спорт» обещает стать общефедеральным), два спецмузыкальных канала. Можно привести и другие примеры. Чем же хуже других Министерство обороны? Кроме того, идея патриотического воспитания приобрела наконец вполне зримые черты — появился президентский Указ. И уж в этом-то деле Министерству обороны — как рыбе в воде.
Надо сказать, что идея создания патриотического канала военной направленности витает в воздухе уже пять лет. В апреле 1999 года руководитель Федеральной службы по телерадиовещанию (предшественница МПТР) Михаил Сеславинский и тогдашний министр обороны России Игорь Сергеев договорились о том, что военное ведомство получит лицензию на 57-й телеканал вне конкурса в виде исключения — в обмен на, так сказать, «конверсию» 25-го и 40-го каналов в Москве и области для гражданского вещания. Договор был подписан в торжественной обстановке в присутствии журналистов, и спустя неделю Минобороны получило лицензию для создания канала «Отчизна», а все работы были поручены Центральной телерадиостудии (ЦТРС), которой в ту пору руководил полковник Игорь Серебряков.
— Главным режиссером мы пригласили Андрея Ростоцкого, и он дал согласие, — с гордостью сообщил полковник. И начал рассказывать о планах, поистине грандиозных. Это будет канал с мужским характером, который займется военно-патриотическим воспитанием через программы о том, чем может гордиться страна и каждый ее житель: военная техника, образование, культура. «Отчизна» планировала ориентироваться не на закупку западных программ, а на создание отечественных. В частности, разработчики концепции намеревались создать игру типа «А ну-ка, парни!», другие подобные развлекательные шоу. Предполагали создать спортивные передачи, исторические циклы, литературные, скажем, о военной прозе. Андрей Ростоцкий, любитель самодеятельной песни, очень хотел придумать программу, в которой бы эти песни пели не только известные и любимые всеми барды, но и солдаты. «Где-нибудь в части, у костра, звучала бы гитара, и душа бы отдыхала, понятие «патриотизм» впитывалось бы с воздухом Родины, — говорил он мне, прикидывая, какой быть «Отчизне». Не успел он ничего ни сделать, ни увидеть. Погиб трагически на съемках...
И планам «Отчизны» не суждено было осуществиться — у Минобороны не нашлось средств, а ЦТРС даже не приступила к съемкам «пилотов», ограничившись только концептуальными разработками. За то, что программы канала не выходят в эфир, в феврале 2000 года Минобороны получило от Минпечати официальное предупреждение, а весной того же года лицензия «Отчизны» была аннулирована. Но «врагу не сдается наш гордый...» — уже в июле снова без проведения конкурса Минобороны получило новую лицензию. Цель оставалась той же — создание военного канала. Однако и на этот раз денег Минобороны не нашло и в октябре 2001 года получило очередное предупреждение МПТР за невыход в эфир, в положенный срок лицензия была аннулирована. В конце февраля 2002 года невезучая частота 57 ТВК была выставлена на конкурс. Увы, желающих использовать ее не нашлось. С тех пор конкурс на нее не объявлялся.
Недавно стало известно, что Минобороны вновь создает военный телеканал. На этот раз общероссийский. С третьей попытки пытается «взять» 57-ю частоту. Об этом сообщил заместитель начальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ генерал Владимир Кожемякин во время совещания в Ростове-на-Дону.
Канал будет создаваться в два этапа. Сначала планируется наладить производство необходимого количества программ и фильмов патриотической направленности и начать вещание в Москве и Московской области уже к концу этого года. На втором этапе военные собираются освоить вещание в основных городах России. По словам генерала Кожемякина, Минобороны рассчитывает прежде всего на собственные технические и творческие возможности. Видимо, имеются в виду сотрудники и техника ЦТРС, силами которых в настоящее время делаются радио «Славянка» и программа «Полевая почта «Юности».
А вот собственных средств на создание своего телевидения у военных нет. Средства же нужны немалые: первый этап потребует 40 миллионов долларов, второй — 100. Откуда эти деньги возьмутся? Генерал сказал, что финансы будут выделяться различными государственными структурами. Но какими именно, не сказал. Таким образом, в ближайшие 5 лет до планируемого перехода на самоокупаемость в канал должно быть вложено 300 — 500 миллионов.
Вторая проблема — лицензия, которой Министерство сейчас не располагает. А кадры? Чтобы делать по-настоящему достойный общероссийский военный канал, только лишь сотрудников ЦТРС явно недостаточно. При кажущейся легкости подобрать крепких телевизионных профессионалов не так просто. И, что уж там миндальничать, настоящий профессионал за свою работу и зарплату соответственную запросит... Нынешний руководитель ЦТРС полковник Юрий Белов никаких распоряжений от руководства о начале создания военного телеканала не получал. Но о заявлении генерала Владимира Кожемякина узнал с удивлением и радостью. Юрий Белов считает, что если бы нашлись необходимые средства, то создать телеканал можно быстрее, чем за год. Если, конечно, вопрос будет решаться на уровне первых лиц государства. А если не будет?