Проблема спорта на российском телевидении заключается не только в высокой стоимости приемного оборудования и услуг, но и в сильной конкуренции со стороны общедоступных телеканалов, десятилетиями «снабжавших» зрителей бесплатным хоккеем и футболом. Бесплатные спортивные зрелища россияне воспринимают едва ли не как свое конституционное право, и государство до последнего времени поддерживало это убеждение подданных. Например, в 2007 году, когда телекомпания «НТВ-Плюс» выкупила у Российского футбольного союза эксклюзивные права на показ чемпионата страны по футболу (стоимость сделки составляла 0 млн), за болельщиков лично вступился Президент России Владимир Путин. После его критического выпада в адрес контракта, часть матчей (естественно, самых интересных) все же попала в прямой эфир.
Но в этом году спортивная идеология государства резко изменила вектор. В начале октября генеральный директор ФГУП «Всероссийская телерадиовещательная компания» (ВГТРК) Олег Добродеев заявил, что в начале нового, 2010 года главный общедоступный спортивный канал России — «Спорт» — прекратит свое существование. На его месте должен быть создан канал с рабочим названием «Россия-2», ориентированный на аудиторию от 25 лет. Через несколько дней по Москве пополз слух о том, что спортивное вещание сворачивает второй и последний из общедоступных спортканалов — 7ТВ, который контролирует предприниматель Алишер Уманов. Этот слух на прошлой неделе ComNews подтвердил близкий к Усманову источник, заявивший, что «говорить о 7ТВ как о спортивном канале больше не имеет смысла».
«Октябрьскую медиареволюцию» телевизионщики толком объяснить не могут до сих пор. Если не принимать всерьез версию о смене государственной идеологии (одним из ее краеугольных камней до сих пор являлась пропаганда спорта и здорового образа жизни), то на первый план выходят предположения, так или иначе связанные с финансовой составляющей спортивных проектов. Не секрет, что спортивные каналы — самые дорогие в производстве (см. выше, сколько стоят права на один только ЧР по футболу). Видимо, и «усмановские» медийщики, и государственные поняли, что в условиях кризиса содержание спортивных каналов им просто не потянуть. Согласно второму предположению, высказанному известным российским теледеятелем, «Спорт» вообще никуда не денется — руководство ВГТРК, якобы, хочет немного пошантажировать как общественность, так и кремлевских идеологов, чтобы выбить дополнительное финансирование для не самого рейтингового канала.
Наконец, еще одна версия связана с формированием так называемого первого мультиплекса, включающего восемь каналов, которые как государственные, так и частные вещатели должны транслировать бесплатно. Не исключено, что место «Спорта» в этом мультиплексе могло кому-то очень понадобиться — так, как в свое время понадобилось места телеканала ТВ6 на «шестой кнопке» «Спорту». Вполне вероятный претендент на место «Спорта» в эфире — «НТВ-Плюс». В телекомпании, кстати, не срывают, что готовы заполнить его сетку вещания спортивными программами собственного производства, в том числе — и взятыми из платных спутниковых премиум-пакетов. Дело тут, естественно, не только в социальной ответственности «НТВ-Плюс», но и в рекламе, которую можно крутить на обновленном (и, естественно, ставшем более интересным и рейтинговым) канале, а также в продвижении продуктов «НТВ-Плюс» в массы. Механизм этого продвижения несложен: посмотрел зритель на бесплатном канале несколько интересных баскетбольных матчей, его «зацепило» — и в результате еще одним (платным) зрителем спортивного премиум-пакета «НТВ-Плюс» стало больше.
На самом деле, планы «НТВ-Плюс» у меня не вызывают раздражения — кричать в такой ситуации, что «газпромовская» телекомпания стремиться отобрать у народа его любимую спортивную «кнопку», просто глупо. Наоборот, идея создать действительно интересный общедоступный спортивный канал, не вложив в него ни копейки бюджетных денег, заслуживает, по крайней мере, рассмотрения. Это все же лучше, чем «клон» телеканала «Россия», ориентированный непонятно на кого. Не секрет, что аудитория от 25 до 55 лет, хотя и считается премиальной аудиторией телерекламщиков, но, все же, таит в себе риски. Активные, молодые и в силу возраста амбициозные люди все меньше смотрят ТВ и все больше информации черпают в Интернете. К тому же те, кто все-таки смотрят телевизор, по мнению экспертов, чаще всего переключаются на ТНТ и НТВ. Что сможет противопоставить этим агрессивным, рейтинговым, а главное — действительно интересным телепроектам ВГТРК, я, честно говоря, плохо себе представляю.
Специальный обозреватель ComNews ВАЛЕРИЙ КОДАЧИГОВ