29 декабря 2014. Двадцать лет назад было учреждено ОРТ - Старый Телевизор
29 декабря 2014. Двадцать лет назад было учреждено ОРТ
02 декабря 2014, 15:35 5288 iq Павел Сдобнов

Ровно 20 лет назад, 29 ноября 1994 года, указом президента России Бориса Ельцина на базе российской государственной телерадиокомпании (РГТРК) «Останкино» было создано акционерное общество «Общественное российское телевидение» (»ОРТ»).


Главной целью реформы «первой кнопки» страны было стремление создать на месте государственного «Останкино» «честное, порядочное, интересное, отвечающее запросам людей телевидение» (цитата из книги Фёдора Раззакова «Тайны телевидения»).












Владислав Листьев




Ирена Лесневская




Анатолий Малкин



Инициаторы создания ОРТ, главные телезвёзды тех лет (Влад Листьев, Ирена Лесневская, Анатолий Малкин) признавали, что «Первый канал «Останкино» (именно так в те годы назывался канал, вещающий на главной телевизионной частоте) переживает серьёзный кризис. Это была расползающаяся структура, которая в условиях хаотичного, сумбурного и беспорядочного рынка первой половины 90-х не могла функционировать как полноценный и безупречно работающий телевизионный механизм. Рука государства к тому моменту существенно ослабла. Финансирование главного российского телеканала из госбюджета было недостаточным и не покрывало всех расходов на производство телевизионного продукта. Телецентр наводнили разнообразные фирмы, фирмочки, ларьки, которые контролировались ушлыми дельцами с откровенно криминальной биографией.



Это было время, когда по коридорам телецентра ходили «братки» с гладко зачёсанными волосами и с авоськами денег. Телевизионный мир к середине 90-х стал откровенно криминальным. Покупалось и продавалось всё и вся: телевизионные продюсеры, телевизионные сюжеты, программы и целые коллективы. В эфир постоянно вставлялась так называемая «скрытая реклама»; «чёрным налом» текли колоссальные рекламные деньги; разбазаривалась и продавалась за бесценок телевизионная техника.


Поразительно, но в то же время это была самая лучшая, поистине золотая эпоха в развитии отечественного телевещания. Эпоха, когда российские зрители смотрели на своих экранах программы Сергея Супонева, Влада Листьева, Артёма Боровика, Александра Любимова, Светланы Сорокиной и Евгения Киселёва.



»Общественное российское телевидение» начало своё вещание 1 апреля 1995 года. В 2002 году «ОРТ» было переименовано в «Первый канал». Рекламно-финансовая неразбериха была постепенно ликвидирована, производство программ было отрегулировано.


Во все времена — и в конце 90-х, и сегодня — «Первый канал» был главной телевизионной политической машиной. Он является главным орудием телепропаганды. На руководстве телеканала лежит ответственность за формирование «правильного» рейтинга президента и такой информационной политики, которая выстраивала бы в сознании россиян нужное Кремлю представление о федеральной власти.



»Первый канал» сегодня — канал, сделанный, безусловно, на уровне высших мировых телевизионных стандартов. Телевизионная картинка, которую видит зритель, соответствует лучшим мировым образцам. Но качество программ, да и всей эфирной сетки, очень сильно «просело» по сравнению с теми же «лихими» 90-ми. Понятно, что общество сильно «перекормлено» политикой, но нельзя весь эфир сводить к показу весьма сереньких сериалов, «беззубых программ о «готовке» и оголтелой, бьющей по мозгам пропаганде.


Решив одним проблемы, коллектив телеканала столкнулся с другими. На «Первом» сегодня в ходу так называемые «стоп-листы» (аналог «чёрных списков»), негласно запрещающий появление в эфире целого ряда политиков — как правило, оппозиционно настроенных к действующей власти. Конечно, новостные сюжеты не делаются «по звонку» из Кремля, но у всех сотрудников — начиная от гендиректора Константина Эрнста и заканчивая рядовыми корреспондентами — присутствует жёсткая самоцензура. Все знают, что можно выдавать в эфир, а что нельзя. Нещадно вырезаются целые фрагменты из телесюжетов, если они идут вразрез с политикой действующего президента. Практически все программы идут только в записи (в прямом эфире, кроме новостных блоков, сегодня транслируется только программма «Время покажет», что было для меня большим удивлением). Практически весь спектр программ — от публицистических и новостных до развлекательных — подгоняется под текущий политический момент.


И на фоне всего этого — программа Андрея Малахова «Пусть говорят», напоминающая пьяную свору на кухне в коммунальной квартире, экзерсисы Елены Малышевой, над которыми смеётся пол-интернета, и почти ничем не примечательный кинопоказ. «Первый канал», за редким исключением, превращается в пародию на самого себя. Недаром фраза «Понять. Простить» (название известной программы канала) стала шуткой после того, как её стал использовать Михаил Галустян в образе охранника-неудачника Бородача из проекта «Наша Russia».


Я думаю, руководство канала всё это прекрасно видит и понимает. Но сегодня на дворе другая эпоха. Время, когда телевидение было «героем дня», давно прошло. Однако недаром говорят, что история развивается по спирали. Возможно, придёт время, когда новое поколение тележурналистов, телепродюсеров и телеведущих займётся серьёзной реформой «Первого канала» и вернёт его былую популярность и влияние.


С юбилеем, «Первый»!



02 декабря 2014, 15:35 5288 iq Павел Сдобнов
Комментарии загрузка...
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий