Сегодня ОРТ официально открывает новый телевизионный сезон. По утверждениям социологов, именно в начале октября зритель, утомленный отдыхом и сбором дачного урожая, возвращается к своим телевизорам. Возвращается, измученный летним информационным голодом, к Леониду Якубовичу и Сергею Доренко. Зритель уже готов вновь угадывать мелодию и быть участником бесконечной телевизионной игры под названием «рейтинг зрительской аудитории». О том, чем кроме кадровых перестановок собирается удивить своих зрителей 1-й канал, заместитель генерального директора ОРТ Кирилл Игнатьев рассказал корреспонденту «Коммерсанта-Daily» Виктории Арутюновой.
— Какие же изменения ждут зрителей ОРТ в новом сезоне?
— Прежде всего, с начала сезона у канала появится новое оформление, на сей раз более масштабное. Его, как и прежнее, разрабатывала талантливая творческая группа Константина Эрнста. Оформление будет более забавным, смешным, интерактивным, если хотите. Но при этом стиль канала не изменится — нас устраивает и наш логотип, и концепция дизайна вообще. Мы уже прошли тот период, когда каждый месяц появлялся новый логотип.
Официально мы открываем новый сезон 4 октября. Эта дата выбрана неслучайно. Именно в начале октября массовая аудитория возвращается к своим телеприемникам. Традиционно в этот период прибавляется около 20% зрителей у каждой из программ раннего прайм-тайма.
Сначала несколько общих слов о концепции нового сезона. В отличие от, скажем, октября 1995 года мы не пошли по пути кардинального реформирования структуры вещания. Поскольку считаем, что то, что было заложено в 1995 году, до сих пор является самым надежным из всех возможных вариантов сеток вещания, представленных сейчас на разных каналах. Главным образом потому, что строго отвечает потребностям той или иной категории зрителей в то или иное время. То есть ранний прайм-тайм рассчитан специально на тех, кто смотрит «мыльные оперы», выход программы «Время» в 21 час — самый оптимальный для главной программы новостей, и так далее. Поэтому в новом сезоне мы пытались среагировать на другой процесс. Дело в том, что с 1995 года — момента появления нашего телеканала — часть важных проектов ОРТ устарела. Понадобилась не новая структура, а новые проекты.
Начнем с раннего прайм-тайма. В субботу в 20.05, то есть перед программой «Время», в эфир выйдет новая телеигра, которая называется «Эти забавные животные». Она снимается в красочной студии, которая по дизайну напоминает студию «Угадай мелодию». Игра построена по очень простому принципу: зрители будут угадывать те или иные действия весьма известных животных. Например, показывается слон, который ест арбуз. Участникам игры задается вопрос: как именно слон ест арбуз — забрасывает ли его в рот хоботом, роняет ли на камень и подбирает то, что осталось, или отламывает куски бивнями. Вроде бы детский вопрос, но ответить на него не так просто. Игра будет проиллюстрирована видеофрагментами из жизни животных, а в некоторых съемках примут участие сами животные-«исполнители».
Немного другая по стилистике и динамике игра «Золотая лихорадка». Она включена в будний прайм-тайм — по средам с 19.35. Вести ее будет Леонид Ярмольник, который возвращается на первый канал — возвращается окончательно. Поскольку по существующей процедуре один ведущий должен вести программу на одном канале, то появление нового проекта Ярмольника на ОРТ предполагает, что он уже сделал стратегический выбор.
Не стоит забывать, что наш канал всегда исходит из необходимости предлагать какие-то новые события и проекты для разных зрителей. Поэтому кроме первых двух игровых проектов в новом сезоне мы также запускаем проекты, рассчитанные на особую аудиторию — тяготеющую к культуре, искусству, высокому информационному жанру. Сейчас у нас выходит «Возвращение Третьяковки», после которой начнется новый телевизионный цикл, посвященный Эрмитажу. Мы уже заказали его производство — передачи будут снимать в Петербурге, в той же стилистике, в которой мы делали познавательные фильмы о картинах Третьяковской галереи.
— Высок ли рейтинг у этих «познавательных циклов»?
— Рейтинг очень хороший — он составляет больше 4% практически всегда, в том числе и летом. Это выше контрольного рейтинга для той аудитории и того времени, когда передачи выходят в эфир. Я могу сказать, что их рейтинг не на много ниже, чем, скажем, у развлекательных программ «Смак» или «Утренняя почта». А с «Эрмитажем» мы надеемся даже на лучший рейтинг.
В новом сезоне мы хотим возродить просветительскую программу «Здоровье», но сделать ее абсолютно современной. Мы нашли для программы интересного ведущего — кандидата медицинских наук Елену Малышеву, очень обаятельную и душевную женщину. Надо заметить, что этот проект не относится к суперзрелищным, но, тем не менее, будет выходить на ОРТ в прайм-тайм, в 19.15 в пятницу, перед «Полем чудес», что создаст в эфире баланс проектов просветительских и развлекательных.
Много новостей у нас в кинопоказе. Здесь надо отметить две рубрики, которые стоят с октября и заявлены в наших перспективных планах. Первая называется «Мировое кино» — это лучшие фильмы со «звездами». Рубрика будет выходить в субботу после программы «Время», в 22.00. Мы покажем «Смертельное оружие» с Мелом Гибсоном, «Схватку» с Де Ниро, «Инопланетянина» Спилберга. Вторая рубрика будет выходить по воскресеньям — это лучшие фильмы, снятые за последнее время в кинокомпании «ХХ век Фокс». Там «Крепкий орешек»-1 и 2, «Чужие и Чужой», «Клеопатра», «Командос». При этом сохраняются и прежние фирменные кинорубрики: «Коллекция ОРТ» в субботу вечером, «Ночной кинозал», «Линия кино». Кроме того, в эфир возвращаются два очень популярных сериала, которые побили все рекорды рейтингов. Это «Спрут» — та его часть, в которой снимался Плачидо, — и «Коломбо», который в прошлом сезоне был самым рейтинговым сериалом на всех телеканалах. «Коломбо» будет выходить в пятницу после «Времени», а «Спрут» — по субботам в 19 часов.
Днем в субботу, в 11 часов, выйдет новая версия программы «Каламбур». От прежней версии в ней останется только забавная «Деревня дураков», а все остальные рубрики полностью поменяются. Будет сделана дневная версия программы «Счастливый случай» — днем по вторникам, в 16.00. Она рассчитана больше на детскую и молодежную аудиторию, чем на семейную, как было раньше. И несмотря на то что в новой сетке в прайм-тайм ставка делается на новые проекты, мы не хотим отказываться и от прежних, а «Счастливый случай» — одна из самых старых программ на канале. Мы просто делаем так, чтобы старые передачи работали на другую телевизионную аудиторию, в частности на молодежную.
Наша новая модель выстраивалась совсем не просто так: мы рассчитываем на то, что она будет формировать телебизнес в следующем году. Ведь сейчас окончательно определяются рекламные бюджеты на будущий год, объемы рекламных продаж каналов — они будут ясны к 15 ноября. В известной степени то, какой фирменный продукт предложит наш канал в октябре, и определит распределение рекламных бюджетов между каналами на 1998 год.
Так как в целом политическая ситуация в стране впервые крайне благоприятна для всех, в том числе и для печатных средств массовой информации, то сейчас вопрос рекламы становится особо принципиальным. В прошлом году, например, на распределении рекламных бюджетов негативно сказалась болезнь Ельцина, в позапрошлом — предстоящие президентские выборы, еще за год до этого — парламентские выборы, введение ограничения на рекламу табака и алкоголя, исчезновение финансовых пирамид и банковской рекламы и т. д. И наконец-то 1998 год — год стабильной, нормальной рекламной ситуации. По праву ОРТ может претендовать почти на половину всех рекламных бюджетов, выделяемых на телевидение. Учитывая, что прайм-тайм расширяется вниз по сетке, рекламное время существенно увеличивается. Что, в свою очередь, приведет не только к росту телевизионной аудитории канала, но и к росту рекламных бюджетов.
— Кто будет поставлять рекламу на ОРТ в этом году?
— «ОРТ-реклама» — наша дочерняя компания, 100% акций которой принадлежит ОРТ и которая занимается продажей наших рекламных возможностей. Сейчас договор с «ОРТ-рекламой» еще не подписан, но наша базовая политика не предполагает смены деловых партнеров.
— Какова судьба информационно-аналитических программ? Довольны ли вы, скажем, работой на канале Сергея Доренко?
— Персонально я не занимаюсь информацией на канале, поэтому могу оценить информационно-аналитические программы только со своей точки зрения и на основе рейтингов, которые программа собирает. За последний год субботняя аудитория информационных программ не была потеряна. По сравнению с субботним выпуском новостей рейтинги ежедневных выпусков «Времени» даже возросли. Что касается места программы Сергея Доренко в эфире, то оно не изменится и программа будет выходить в субботу в том же базовом формате, в котором выходит сейчас. В дни крупных политических событий она, конечно, станет выходить в большем формате.
— Можно ли говорить о том, что любые возможные административные перестановки на ОРТ никак не отразятся на творческих проектах канала?
— Все закупки и договоры в отношении программ в основном уже заключены, и я ставлю 99 к 1, что вне зависимости от каких-то изменений в телекомпании все наши новые проекты увидят зрители. Ведь мы работаем для зрителей вообще, а не для двух-трех зрителей, которые работают в здании Останкинского телецентра.