«Как принимать MTV? Неужели закодирован? Где можно купить его карточку?» Наконец-то можно будет отдохнуть от таких вопросов раз и навсегда. 25 сентября в 00 часов 00 минут по-московскому времени на экранах телевизоров москвичей и петербуржцев, принимающих 51-й дециметровый канал, появился знаменитый логотип популярнейшего американского музыкального телеканала MTV, вместо ставшего привычным БИС-ТВ. Событие!
Дмитрий Салтыков
На очередной телеярмарке в Каннах было объявлено о событии в мире телевидения. Во всяком случае, значительном для России. У известного и популярного во всем мире американского музыкального телеканала MTV, который выходит в эфир вот уже 18-й год, появился русский филиал. Это произошло в результате подписания соответствующего соглашения между MTV Networks и российским музыкальным телеканалом BIZ-TV.
Московский и петербургский телезритель уже хорошо знаком с BIZ-TV. Он не первый год транслируется по 51-му дециметровому каналу в этих городах. Его аудитория — это те, кому от 12-ти до 25-ти. Правда, условно. Ведь молодежью может быть всякий, кому не лень ею считаться. Соответственно, выбор аудитории определял и содержание программ телеканала. Ее основу составляла, в основном, молодежная музыка, музыка новых модных направлений. Здесь «раскручивались» молодые исполнители. МTV придерживается того же направления.
VJ-ей Александр Анатольевич
Однако наши отечественные проблемы назойливо мешали задействовать весь творческий потенциал. Сказывались отсутствие высокопрофессиональной современной телевизионной техники, дороговизна зарубежных качественных телепрограмм и многое другое. Поэтому пришлось найти такой тактический ход, который бы позволил развернуться.
MTV по содержанию представляет собой такой же молодежный музыкальный телеканал. Но в отличие от нашего, он обладает гораздо более богатыми возможностями. Спутниковая трансляция делает его доступным практически во всем мире. На сегодняшний день существует несколько филиалов этой телекомпании — MTV Europe, MTV Africa, MTV Asia, Индийский, Австралийский и другие. Совершенно четко наблюдаются тенденции к более масштабному развитию компании. А потому, нетрудно было предположить, что Россия со своим неограниченным рынком вскоре обратит на себя внимание Viacom — владельца MTV.
И вот, событие состоялось. Теперь есть и российский телеканал MTV. В союзе с BIZ-TV он впервые зазвучал по-русски.
Творческая концепция
Как говорят: «У России свой путь». Видимо, поэтому у «MTV-Россия» изменена часть логотипа — нижняя, где идет надпись «Music Television». Последняя будет на кириллице — «Музыкальное Телевидение». Это беспрецедентный факт. Еще ни один филиал — ни в Азии, ни в Африке, ни в какой-либо другой стране мира — не удостоился такой привилегии. Возможно, это произошло из-за достаточно сильных позиций BIZ-TV. Ведь уже несколько лет, как московские и петербургские телезрители принимают его программы. Соответственно, это дает такое количество аудитории, которое позволяет занимать достаточно высокий рейтинг.
Исполняющий обязанности исполнительного директора Дмитрий Салтыков рассказал об очень интересном факте. Практически все каналы MTV в мире вещают, что называется, в первозданном виде. То есть транслируют телепередачи в том виде, в каком их подготовили на MTV Networks. Но на нашем канале «MTV Россия» из ориентировочных 35-ти программ, лишь 8 будут «фирменными», то есть их будут просто дублировать. 5 традиционных для MTV программ наполнятся нашим, российским содержанием. Например, MTV News будет освещать события в области российской эстрады, кино, спорта и вообще нашего образа и стиля жизни. Остальные же программы — собственного производства.
Практически, все сотрудники BIZ-TV гармонично вписались в новую структуру. Творческий коллектив этой музыкальной редакции, после короткой стажировки в Нью-Йорке на телеканале MTV, еще полнее раскрылся, заработал с большим азартом, что сразу же отразилось на качестве передач. Разумеется, в лучшую сторону. Здесь продолжают работать те VJ-еи, которые завоевали популярность у зрителей BIZ-TV.
— Конечно, стажировка в Нью-Йорке дала мне много, как профессионалу, — сказал в беседе VJ-ей, известный телезрителям как Александр Анатольевич. — Но главным оказалось понимание того, что все наработки, какие были у нас на BIZ-TV, сделаны в правильном направлении. Американцев поражало, с какой легкостью мы можем генерировать идеи, взаимодополнять друг друга, не задумываясь о приоритетном авторском праве на эту идею. В то же время MTV открыла перед нами отличные технические возможности для воплощения в жизнь наших творческих замыслов.
И что дальше?
Если спросить исполняющего обязанности директора программ Андрея Чибиса о том, сколько будет стоить заказчику прокат музыкального видеоролика на телеканале, то он просто рассмеется. А смеяться по этому поводу ему приходится довольно часто, так как спрашивают его об этом тоже часто.
— Мы «крутим» музыкальные видеоролики бесплатно, — отвечает Андрей. — Единственным критерием отбора является профессиональный и творческий уровень исполнителей. Это могут быть как опытные артисты нашей эстрады, так и начинающие. Перед нами — у всех равные шансы. Ведь мы никого не «раскручиваем» за деньги. Но почему-то мало кто сразу верит, что в нашей жизни что-то может быть бесплатным и зависеть только от истинных достоинств.
На сегодняшний день «MTV-Россия» вещает в дециметровом диапазоне в Москве и Санкт-Петербурге на тех же каналах, что и BIZ-TV. На крыше здания в Москве установлена передающая антенна. По релейной связи сигнал доставляется в северную столицу России. В дальнейшем планируется охватить и другие регионы страны.
Пока, к сожалению, программы MTV в Москву доставляются видеокассетами обычной почтой. Это означает, что дублированные передачи будут выходить в эфир с опозданием минимум на неделю. Есть еще некоторые другие сложности технического порядка.
Будет ли в дальнейшем программа «MTV-Россия» распространяться как-то иначе, говорить пока рано. Но можно легко предположить, основываясь на знании политики владельца MTV — корпорации Viacom, что, вероятно, в скором времени будет решаться вопрос о спутниковом вещании в кодированном виде. И есть уверенность в том, что к тому времени аудитория «MTV-Россия» без колебаний примет любые перемены на популярном телеканале.
Те же, кто хотел бы смотреть западные программы MTV, может по-прежнему принимать передачи MTV Europe в D2-MAC Eurocrypt-коде со спутника Sirius, расположенного на позиции 5° в. д.