Дмитрий Пузырёв и Марина Гетманова (Dima&Marina), некогда работавшие над оформлением ОРТ, РТР и НТВ, а ныне, создающие титры для известных телесериалов, ответили на вопросы пользователей сайта «Старый телевизор». Дизайнеры рассказали об особенностях работы над телеоформлением в 90-е, самых сложных проектах, любимых приёмах и причудах заказчиков.

— Вы обычно работаете вдвоем? В чем преимущества и недостатки такого подхода? Работают ли с Вами еще какие нибудь сотрудники/фрилансеры?

— Дмитрий: Когда арендовали рабочую станцию Quantel Editbox - работали вдвоем по очереди или по принципу - кому чем интереснее заниматься. После того как эта безумно дорогая машина стала недоступна в Москве - пришлось перепрофилироваться, Марина занялась в основном продюсерскими функциями, я дизайном. Важные решения принимаем вместе. Это всегда удобно - можно проверить свое мнение, обсудить его с адекватным человеком, которому полностью доверяешь. Мы иногда привлекаем сторонних специалистов на большие проекты для сложной технической работы или для создания трехмера, которым сами не занимаемся. Иногда выступаем как арт-директора, работая с другими студиями.

— Марина: Работаем вдвоем еще со времен BS Graphics. Поскольку Quantel работал real time, работали по системе «встань, я сяду». Функции разделяются в зависимости от проекта. Преимущества понятны, а вот недостатки – ругаемся из-за работы иногда. Привлекаем фрилансеров по мере необходимости, все от заказа зависит.

— Когда (и почему) решили стать дизайнерами? Также интересно узнать о Вашем продвижении в профессии, с момента, когда все началось.

— Дмитрий: Я и не решал. Я с детства был художником, слова дизайнер я тогда не знал. Вместо домашних уроков рисовал обнаженных девушек на задней стороне шкафа, который отделял мое рабочее место от спальни. В школе разрисовывал тетради каллиграфией и карикатурами на одноклассников. Потом стал писать маслом и по выходным продавал картины в Измайлово. Когда появились настольные компьютеры, которые еще ничего не могли - стал заниматься графическим дизайном, вернее изучать - что это такое и делать первые попытки. Это не маслом по холсту - совсем другие принципы и технологии. Особенно если нет правильного софта. Профессия моушн-дизайнера началась с работы в студии Сергея Баженова в 1993 году на Quantel HAL. Там я познакомился с Дмитрием Вениковым, который уже давно работал там главным дизайнером и помог мне понять - куда и зачем должна меняться картинка, в которой уже отстроена композиция и без движения все хорошо. Вот это был настоящий порог восприятия - перейти к движению в дизайне. Немного позже я привел в эту студию и Марину, которая к тому моменту работала архитектором. Дальше все развитие определялось интересом. Нам все было интересно попробовать в этой новой для нас области.

— Марина: По образованию я архитектор, и работала архитектором после института. Но в какой-то момент работа закончилась, а Дима уже работал в BS Graphics и позвал меня туда. После МАрхИ переключиться на дизайн чего угодно не слишком сложно, казалось бы. Но видео – это очень специфическая область, и общих знаний, даже после художественного вуза, тут не достаточно. Тем более что когда мы начинали работать и подсмотреть-то негде было. Какие-то кассеты смотрели, тв-заставки иностранных каналов. Это сейчас на любую идею референс найти можно, и программ для работы с видео много. А тогда мы каждый день велосипед изобретали фактически. Первое, что я увидела на экране, когда в студию вошла, это были золотой логотип чудовищный на пол-экрана, который на фоне космоса летел. У меня был культурный шок серьезный, убежать хотелось.

— Что для Вас служит вдохновением и нужно ли оно в работе над оформлением теле-эфира/сериала/музыкального клипа?

— Дмитрий: В нашей профессии бывает творческая работа, когда сам все решаешь и предлагаешь клиенту, а бывают проекты, в которых все придумано режиссером, рекламным агентством, арт-директором. Во втором случае все равно остаются нерешенные моменты на уровне графических приемов и динамики, которые мы предлагаем. Конечно, для творческой работы нужна большая насмотренность - нельзя придумывать нечто, находясь в вакууме. Были раньше подборки гениальных видео-работ со всего Мира, которые собирало лондонское агентство SHOTS и распространяло на кассетах. Были и есть рекламные фестивали и конкурсы, на которых много интересного материала. Позже появилась BDA (Broadcast Design Association), устраивающая регулярные конкурсы ТВ оформления. Я какое-то время был судьей конкурса и отсматривал множество чужих работ. Это из узко-специального. А в остальном путешествия, искусство, все разнообразие Мира вдохновляет на творчество. Даже в неуютных промзонах есть свое специфическое настроение, которое наводит на новые мысли.

— Марина: Очень большую роль играет личность ведущего, режиссера, для кого ты работаешь. Надо смотреть на задачу его глазами в первую очередь. Это же не наша программа, не наше кино, не наш клип. Надо понять и прочувствовать, перенести на экран то, что человек словами говорит, сделать то, что он хочет показать зрителю. Общение с талантливыми людьми всегда вдохновляет.

— Как за последние годы изменилось направление теледизайна? Выполнение каких задач усложнилось/упростилось?

— Дмитрий: К моей радости, людям стали интересны натуральные, рукодельные вещи, оптические эффекты, мазки краски по грубой поверхности, настоящие бумажки. Раньше тоже все это было, но предпочтение отдавалось новым тогда трехмерным формам, которые теперь воспринимаются бездушно. Трёхмер может быть прекрасным, натуральным, хорошо анимированным и так далее, и многим он нравится и сегодня, но не мне. Я не отрицаю, что он абсолютно необходим во многих случаях. Просто это не мой инструмент. При том, что техника и её возможности очень быстро развиваются, заметно упростилось выполнение ряда технических задач. А софт стал более сложным, но интуитивно понятным. Но дизайна это мало касается. Он все равно из головы.

— Марина: С технической точки зрения всё, что касается производства графики для кино и видео упростилось, фактически нет ничего невозможного. Постановка творческих задач зависит от заказчика, но мы всегда ставим себе свои задачи в рамках брифа.

— Какими работами гордитесь больше всего? Возможно, есть такие, которыми не удовлетворены?

— Дмитрий: Конечно, горжусь больше всего тем, что сам придумал, сам снимал, сам монтировал, сам обрабатывал, сам портил графикой. А то, что самому не нравится - я никому не показываю. Потому что работа фрилансера строится на портфолио. Чем похвастаешься, то тебе и закажут. Поэтому и работаем всегда так, чтобы самим нравился результат. Большинство работ все-таки складывается из материала заказчика хотя-бы частично. Из последнего я люблю начальные титры для “Пятой стражи” первый сезон, сериал “Наследие”, сериал “Граница времени”. Для этих работ я использовал свои съемки в Сирии, Вене, Болгарии и Москве.

— Марина: Фактически все что мы делали не стыдно показать, даже совсем старые работы вполне смотрибельны.

— Есть ли такой проект, про который вы могли бы сказать, что работа над ним продвигалась чудовищно сложно?

— Дмитрий: Было много сложных проектов. И технически сложных, и срочных, когда сидишь и делаешь пока он не кончится - без сна. Вот тут нас выручало, что нас двое. Я сейчас не вспомню - какой именно был чудовищней. Бывает еще чудовищно сложно согласовать все с заказчиком. На это уходит основная масса времени, а потом остается день и ночь чтобы чудовищно быстро все сделать))

— Марина: Были тяжелые физически проекты, когда время очень ограничено. Первые программа «Время», «Старые Песни о главном» - нужно было к эфиру успеть.

— Можете ли назвать места в России, где можно получить хорошее образование по направлению дизайн/моушн дизайн?

— Дмитрий: Не знаю - в Москве сейчас есть несколько учебных заведений по теме, но я не в курсе - как и что они преподают.

— Марина: Я считаю, чтобы заниматься любым дизайном нужно получить художественное образование. А дальше - владение инструментом и опыт.

— Какими личными качествами должен обладать современный дизайнер? Должны ли у него быть определенные таланты или навыки, связанные с этой профессией, можно развить в процессе учёбы/работы?

— Дмитрий: Я считаю, что если человек в душе или в голове дизайнер, если он как-то это проявляет в своем творчестве - это можно развить, получив необходимые знания, и набив руку на практике. Есть известные дизайнеры, которые не делают ничего своими руками, а руководят сотрудниками. И они, как правило, наиболее успешны - они в состоянии организовать работу других людей. Я уверен, что за плечами у них очень большой практический опыт. Я предпочитаю делать всё сам. Просто мне это интереснее, чем руководство и организационная работа. А ещё дизайнеру нужна смелость выходить за рамки общепринятого, аккуратного, правильного. Свобода мысли, хулиганство. Клиенты, кстати, часто ценят такие прыжки из “нормального”, даже если вам кажется, что они консервативны на вид и не примут такую работу. Не бойтесь экспериментов. Хотя-бы повеселитесь.

— Марина: Терпением бесконечным должен обладать современный дизайнер, терпением и чувством юмора.

— Расскажите о «рамках», которые Вам устанавливает заказчик. Есть ли разница в окончательном понимании того, как должно выглядеть оформление у усредненного заказчика в наше время и, например, в 90-е?

— Дмитрий: Начнем с того, что усредненного заказчика не бывает. Это либо личность режиссера со своим представлением - как что должно происходить на экране, либо продюсер, которому важно сделать быстро и в бюджете, но при этом “круто”, а есть большие компании, где ответственность за финальное решение на себя не берет никто, а вставить словечко считает своим долгом каждый. В итоге все показывают самому главному где-то на небесах, и что он выберет - то и будет. А иногда никого не волнует - что на экране, волнуют другие вещи. Соответственно, и требования у всех разные. Очень приятно, когда заказчик тебе в общем формулирует задачу, и в процессе работы доверяет как специалисту, тогда проект интересен, а результат достоен демонстрации. И нам очень везет на таких заказчиков. Особенно хочу отметить режиссера Василия Пичула - светлая ему память. Он никогда не боялся принять работу без комментариев, или сказать то, что действительно важно поменять. Что касается изменений по сравнению с 90-ми - сначала нам приходилось всем объяснять - зачем вообще нужен пост-продакшн. Потом клиенты узнали про слово “сепия”, и что такое визуальные эффекты. А сейчас коммуникация стала проще, лучше и почти на одном языке, но не без аномалий конечно.

— Марина: Какие времена – такой и заказчик. Уровень насмотренности увеличился, что хорошо. Жалко только, что иногда продюсеры сами себя в какие-то рамки загоняют, которые сами же и придумывают. То шрифт «бабушка не прочтет», хотя бабушка - не целевая аудитория проекта, то «ой-ой, у нас же серьезное кино про отношения», когда это ситком.

— Являетесь ли вы телезрителями? Какие телепроекты Вам интересны (если интересны) из современного телевидения и из прошлого? Возможно, есть любимые программы на зарубежном ТВ?

— Дмитрий: Смотрим иногда хорошие сериалы через интернет. Всегда отмечаем вещи, которые интересны по профессии - с драйвными начальными титрами (не обязательно сложными), с хорошей операторской работой и “вкусной” цветокоррекцией.

— Видите ли вы принципиальную разницу в оформлении российского телевидения и европейского/американского?

— Дмитрий: Нет, принципиальной разницы не вижу. В любой стране есть и интересные и тоскливые образцы оформления. Кроме того, что в России всегда все очень СЕРЬЕЗНО, даже в комедийных проектах. Часто до смешного серьезно. А это значит - нет смелости выйти за рамки серьезного и “правильного”. Видимо, с советских времён впитали осторожность. В иностранном телевидении обычно больше примеров свободы от условностей. Это моё личное мнение.

— Что происходит на рынке теледизайна в нынешние годы, когда бюджеты телеканалов уменьшились? Изменились ли расходы на визуальное оформление и сказывается ли это на качестве?

— Дмитрий: Не берусь судить об этом, так как не слежу за вопросом. Сейчас все телеканалы обросли своими собственными ресурсами для оформления эфира, поэтому фрилансерам достаются только проекты от сторонних производителей контента, а это в основном сериалы. Последние лет семь-восемь мы специализируемся на дизайне и производстве начальных титров для сериалов и кино. Это наиболее творческая работа, которой мы искренне рады.

— Ваши вкусы, в плане дизайна, часто совпадают с идеями заказчиков/телезрителей?

— Дмитрий: Часто заказчики соглашаются с тем, что мы предлагаем, но это не значит, что они разделяют полностью наши вкусы. Просто они видят профессиональный продукт, который отвечает их задачам, и тогда все принимается легко. Марина всегда очень хорошо чувствует - что заказчик хочет получить, даже если он сам этого не знает. Но сколько людей - столько индивидуальных представлений - как оно должно было выглядеть. В конце концов коммерческая работа - это работа на заказчика. А чистым творчеством я могу заниматься за свои деньги.

— Какое направлением моушн-дизайна Вам кажется наиболее интересным?

— Дмитрий: Мне нравится всё живое, съемочное, рукодельное, макро с глубокими расфокусами, шершавое и с кляксами. Быстрая динамика, вспышки, микро-планы. Очень люблю использовать стоп-моушн в своей работе. Не как кукольную анимацию, а как любую последовательность фотокадров. Можно это назвать фотомоушн. Я никогда по своей воле не использую трёхмер. Я терпеть не могу всякие рамочки и окошечки - люблю работать полным кадром.

— Представим, что сферы дизайна не существует в принципе, какие профессии Вы бы освоили в таком случае?

— Дмитрий: Писал бы картины, или скульптурой занялся. Но, когда люди что-либо производят - они думают - а какое оно будет? Вот это уже дизайн, если даже его так не называть:)

— Марина: Осталась бы архитектором. Жалею иногда, что профессии изменила.

— Теледизайн — это история о красоте и эстетике или о функциональности?

— Дмитрий: Любой дизайн об эстетичной функциональности. Он для этого и нужен. Есть известное высказывание, что все функциональное красиво. И это правда. Функциональность теледизайна в том, чтобы создать у зрителя особое настроение перед просмотром передачи или фильма, погрузить его подсознание в сферу предстоящего действия. А делается это средствами света, типографики, цвета, динамики, то есть средствами красоты и эстетики - такой у нас материал.

Комментарии (0)
Чтобы добавить комментарий войдите или зарегистрируйтесь