Ровно 20 лет назад, 30 мая 1994 года, на «Первом канале» (ранее – «Первый канал «Останкино») впервые вышла в эфир программа «Час пик». Это была последняя авторская программа Влада Листьева в ряду “золотой тройки” его проектов («Поле чудес», «Тема», «Час пик»), создаваемых им “под себя”, – программа, которую, в отличие от предыдущих своих телепередач, он покидать не собирался.

Как и многие другие телепрограммы, появлявшиеся на отечественном ТВ в те годы, «Час пик» появился не на пустом месте, а имеет вполне реальный прототип, давно существующий на американском телевидении – «Шоу Ларри Кинга». Несмотря на то, что Листьев позаимствовал у своего заокеанского коллеги очень многое, вплоть до знаменитых подтяжек и лукавого взгляда из-под очков, плагиатом «Час пик» было бы назвать весьма затруднительно: схожим был лишь ”скелет” программы, или, как сказали бы сейчас, формат. Содержательное же наполнение её было традиционно “нашим”. “Акклиматизация” прошла весьма успешно – перенесённая извне, программа «Час пик» очень быстро прижилась на российской телевизионной почве и стала органичной частью российской телевизионной мозаики эпохи “лихих” 90-х.

Это было время, когда отечественный рынок глянцевых журналов находился в зачаточном состоянии и только начинал своё развитие (в наше время перешедшее все разумные пределы). Имена светских львиц, героев “гламурных” тусовок и скандальных политиков ещё не были “затасканы” журналистами до невозможности, и лица их, сегодня постоянно мелькающие на страницах разных изданий, ещё не вызывали у людей ставшее привычным ощущение тошноты. Российскому обществу ещё не было знакомо чувство информационного пресыщения. Поэтому программа «Час пик» не просто оказалась в нужное время и в нужном месте – она сумела “выстрелить”.

Построена она была в жанре телевизионного интервью. Программа выходила в вечерний “прайм-тайм” (этим отчасти и объясняется её название) четыре раза в неделю: во все будние дни, кроме пятницы. Шла она всегда в прямом эфире, а сам эфир длился недолго – всего 20 минут. Небольшой хронометраж заставлял ведущего предельно лаконично формулировать свой вопрос, а гостя программы по возможности точно на него отвечать – такой формат программы позволял избежать словоблудия и напрасной болтовни. Завершали программу телефонные звонки телезрителей, которые имели возможность задать приглашённому на программу гостю свой вопрос.

Тема программы обычно выстраивалась вокруг какого-либо информационного повода – им могла стать премьера спектакля, политическое событие или проходящий в Москве кинофестиваль. Впрочем, гость в студию мог быть приглашён и “просто так”, без особого повода, причём критерием для появления его в кадре была отнюдь не известность и не “раскрученность” как человека – главное, он должен был быть Профессионалом своего дела. Позднее, когда «Час пик» стал вести друг и коллега Листьева Андрей Разбаш, он даже придумал специальную формулу, которая подчёркивала это условие (она же стала частью телевизионного анонса программы): “Политики и бизнесмены, священники и актёры, журналисты и учёные, люди разных мнений, разных взглядов… Они вам знакомы – или не знакомы совсем… Но с ними всегда интересно!”.

Андрей Разбаш

В каждой программе Листьев, подражая Лари Кингу, появлялся в подтяжках. Поначалу это было весьма критически встречено как зрителями, так и коллегами-журналистами. В этом присутствовал некий элемент эпатажа, к тому же ведущий словно подчёркивал свою роль “ученика” по отношению к Кингу (хотя в Америке сам Листьев был всего один раз и с Кингом никогда не встречался). В те годы российское телевидение ещё не соответствовало мировым стандартам ни в стилевом оформлении, ни в манере ведения программ, поэтому ведущие постоянно “оглядывались” на американский опыт, в частности, на канал CNN.

Владимир Познер впоследствии вспоминал: “Мне иногда казалось, что Владу не надо было уж так подражать Лари Кингу, а он всё же ему подражал во внешних проявлениях. Но, зная Кинга, могу сказать, что Влад делал свои программы никак не хуже американца, а, пожалуй, даже и лучше его. Влад был умнее, а при всех легендах скажу, что Кинг-то, в общем, недалёкого ума. И, кстати, его популярность в Америке у нас сильно преувеличена. К нему на интервью люди, конечно, идут, но главным образом потому, что Кинг задаёт очень приятные, не провокационные вопросы. У нас об этом мало знают, поэтому и существуют заблуждения в отношении этого журналиста”.

Ларри Кинг

В скором времени вызывающие пересуды подтяжки Листьева стали фирменным стилем этого легендарного ведущего – тем стилем, который стал олицетворением, вершиной его телевизионной карьеры и остался в памяти зрителей.

Влад Листьев выбрал и свою манеру ведения программы (в уникальности этой манеры и состоит, пожалуй, его неповторимость как ведущего): вопросы его были деликатны, корректны, точны, но при этом, по меткому выражению одного журналиста, “остры, словно выпады на рапире”. Они “цепляли” зрителя и не давали ему расслабиться. Листьев показал себя в этой программе как блестящий интервьюер – он не просто задавал своему собеседнику “умные” вопросы, а успевал за 20 минут эфира так максимально полно его “раскрыть”, что аудитория узнавала человека буквально “со всех сторон”. Разумеется, не только Листьеву обязана была программа своей популярностью – над её созданием работала целая команда людей. Композитор Владимир Давыденко написал для заставки телепередачи пронзительную мелодию, а художник Юлия Жамейко сделала в останкинской студии, из которой «Час пик» выходил в эфир, изящные декорации, которые были в некотором роде мультипликационной стилизацией московской архитектуры.

Создатели программы придумали также одну интересную “фишку”, которая была призвана удерживать внимание зрительской аудитории: периодически ведущий прерывал свой диалог с гостем, произнося при этом фразу: “Пожалуйста, одна цитата!”, после чего на экране появлялся отрывок из интервью, которое ранее гость программы давал какому-либо изданию. Такой интересный приём давал возможность ведущему в любой момент повернуть русло программы в иную сторону, меняя тему для обсуждения.

Для российского телевидения это было нечто совершенно новое. Зрители старшего поколения, заставшие Перестройку, уже успели привыкнуть к тому, что многие публицистические телепрограммы идут в прямом эфире (напомню, что советский зритель совершено не знал, что такое прямой эфир). Но прямой в эфир вечером, в прайм-тайм, да ещё несколько раз в неделю!.. В то время на российских телеканалах ещё не было ежедневных программ, не считая новостей. Поэтому «Час пик» стал абсолютным прорывом!

Листьев, назвав программу «Час пик», очень точно уловил “нерв” своего времени. В связи с этим я вспоминаю одну интересную вещь. В то время, в 1993-1994 годах, моя мама выписывала газету «Семья». Сейчас она сильно изменилась, а тогда это было очень неплохое психологическое издание для женщин, где рассказывались разные житейские истории, психологи давали какие-то советы “по существу” – в общем, некоторая предтеча нынешнего “глянца”… И я помню, как один из номеров этой газеты, который вышел в самом конце мая 94-го года (то есть именно тогда, когда состоялась премьера «Часа пик»), появился с огромным заголовком на первой полосе: “Наше время – время пик!”. Тележурналист Листьев и редактор “семейной” газеты одинаково верно ухватили дух эпохи. “Пиковость” времени тогда ощущалась во всём – и в том напряжении, которое царило в обществе, и в тех надеждах, которые переживала страна, и, конечно же, в той кульминационной точке, которой тогда достигло развитие российской тележурналистики.

Последний эфир с Листьевым. 1 марта 1995 года. Час-пик российского телевидения. Через два часа после этого эфира Листьева убьют.

После трагической гибели Владислава Листьева в марте 1995 года многие думали, что программа прекратит своё существование. Однако, несмотря на всю горечь утраты (ведущих, равных Листьеву по профессиональному авторитету и человеческому обаянию, на отечественном телевидении за эти годы так и не появилось), маховик, запущенный создателем телепередачи, остановить было уже трудно – «Час пик» продолжил свою жизнь в эфире. В 1995 году программу вели поочерёдно ныне основательно забытый зрителями Сергей Шатунов и Дмитрий Киселёв. Да-да, тот самый Дмитрий Киселёв, который сегодня стал главным рулевым государственной телевизионной пропаганды, превратившись в живое воплощение официоза путинской эпохи.

Впоследствии Шатунов покинул программу. В качестве со-ведущего к Киселёву присоединился Андрей Разбаш, а с осени 1996 года он стал единственным ведущим программы.

Как и легендарный перестроечный «Взгляд», который породил плеяду передач-подражателей, причём нередко с похожими названиями («Новый взгляд», «Русский взгляд», «Особый взгляд» и т.д.), программа «Час пик» тоже вызвала к жизни целый ряд своих “клонов” – проектов, похожих на “первоисточник” по формату и по манере ведения. Жанр актуального телевизионного интервью, идущего ежедневно в прямом эфире, стал востребован тележурналистами. Естественно, прямого копирования последователи Листьева не делали, а привносили в свои проекты что-то своё – например, похожую на «Час пик» программу «Те Кто», выходившую на телеканале «ТВ-6 Москва», вела пара ведущих – мужчина и женщина. Выходившая во второй половине 90-х на НТВ программа «Герой дня» по популярности даже немного превзошла «Час пик»: её ведущая Светлана Сорокина не просто приглашала в студию “интересного собеседника”, а предлагала для обсуждения темы, которые всегда были “завязаны” на текущий злободневный момент... Кстати, сменившая «Час пик» программа Александра Любимова «Здесь и сейчас», выходившая на «Первом канале» в то же самое вечернее время, также очень напоминала своего предшественника, с той лишь разницей, что была более политизированной, а сам ведущий использовал в своей программе “телемосты”.

Программа «Час пик» выходила в эфир четыре с половиной года и прекратила своё существование в конце ноября 1998 года. Символично, что её последний выпуск состоялся 26 ноября 1998 года – через два дня после того, как в Санкт-Петербурге была похоронена Галина Старовойтова (сама она, кстати, тоже была однажды гостем программы). Россия словно прощалась с эпохой бурных и не всегда благостных перемен, которые, с одной стороны, ударили по гражданам нищетой, “шоковой терапией” и ощущением бесправия, а с другой – подарили людям надежду и ощущение своей сопричастности к тому периоду в истории нашей страны, когда политику делали Личности, а на телевидении правили бал профессионализм и культура. Телепрограммы того времени были актуальными, “смотрибельными”, качественно сделанными – но главное, что они были захватывающе интересными.

В настоящее время проект «Час пик» официально “заморожен”, но я почти уверен, что он никогда не будет возрождён. Эта программа действительно ”поймала момент”, появившись тогда, когда это было необходимо. Прошло 20 лет… Изменилась страна, изменились люди – другим стало и российское телевидение (лучше или хуже – тема для отдельного разговора). Программ, подобных «Часу пик», стало множество. Сегодня практически на каждом телеканале, на каждой радиостанции есть своя версия легендарной телепередачи – интервью, в котором ведущий “раскусывает” гостя передачи с большей или меньшей долей профессионального мастерства. Программа «На ночь глядя» с Борисом Берманом и Ильдаром Жиндарёвым, выходящая на «Первом канале», и похожий на неё проект «Временно доступен», идущий на канале «ТВЦ» – на сегодняшний день это, пожалуй, самые интересные из разнообразных вариаций оригинала, созданного Листьевым.

Считается, что телевидение – это та сфера деятельности человека, которая постоянно и динамично меняется. Здесь нет ничего постоянного. Передачи, создаваемые на ТВ, сильно зависят от текущей политической ситуации в стране. Тележурналисту трудно и почти невозможно создать что-либо “вечное”. Люди могут перечитывать книгу и пересматривать фильм, но возвращаться к телепрограммам, которые существовали на телевидении “когда-то”, мало кто захочет . Однако телевидение эпохи 90-х годов утвердило обратное. В телепередачах Познера, Молчанова, Листьева, Любимова присутствовала та “изюминка”, та “искра”, которая и сегодня, спустя много лет, способна приковать к ним зрительское внимание и даже завоевать симпатию нового поколения зрителей. Поразительно, но канувшие в лету дела давно минувших дней не снижают актуальность этих телепрограмм, благодаря чему они вовсе не воспринимаются как нечто покрытое мхом и бесконечно себя изжившее. Поэтому даже сегодня архивные выпуски программы «Час пик», транслируемые телеканалами «Ретро-ТВ» и «Ностальгия», по-прежнему собирают у экранов телевизоров огромную зрительскую аудиторию.

Статью для «Старого телевизора» подготовил
Павел Сдобнов.

Комментарии (12)
avatar
2
12 vano93 • 21:52, 21 Июнь 2014
Очень хорошая статья и программа.

"Да-да, тот самый Дмитрий Киселёв, который сегодня стал главным рулевым государственной телевизионной пропаганды, превратившись в живое воплощение официоза путинской эпохи. "

А разве раньше он был более независимым?
avatar
3
11 AIP25 • 18:30, 07 Июнь 2014
Эти программы собирают огромную аудиторию, потому что людям нужны качественные программы. Нужны ведущие вместо сумасшедших фриков. Нужны интересные темы вместо скандалов. Нужна доброта вместо "Не переключайтесь!" Нужен профессионализм вместо денег. Нужна идея. Нужна мысль. Нужно качество. Интерес. И вот вам следствие - люди предпочитают смотреть передачи 20-летней давности, нежели очередную муть про современную эстраду. Понять бы это нынешним телевизионщикам, но... :\
avatar
2
9 Zenitur • 01:57, 05 Июнь 2014
Спасибо что стёрли мой коммент без матов, спама и оверквотинга. Я искал ссылку на эфир от 2 апреля 1995 года два часа, пока не понял что его удалили, и надо искать копию в архивах интернета. Сделал скриншот страницы, ради которой искал эфир, чтобы когда Google Кэш сотрётся, ни у кого не было проблем. За что стёрли-то? За мнение о том что начиная с 1996 года каждые выборы Президента фальсифицированы? Так это мнение Парфёнова, близкого друг Листьева.
avatar
1
10 iq • 18:33, 06 Июнь 2014
Может кто то из модераторов случайно стер...
avatar
3
8 snowbars97 • 12:05, 03 Июнь 2014
Замечательная программа была. Очень стыдно за Киселёва. который когда-то вел ее. Он превратился в политизированое говно, а ведь 20 лет назад вполне нормально вел ЧП..
avatar
1
7 iq • 20:51, 02 Июнь 2014
Статья и правда очень крутая! Я бы сказал, лучшая, из когда либо написанных для сайта cheesy

После перезапуска сайта (кто не в курсе ссылка про это в шапке) постараемся публиковать такого уровня статьи регулярно.
avatar
2
6 Shamilubiteloldtv • 00:12, 02 Июнь 2014
Отличная статья!
avatar
2
5 senoslav • 16:49, 01 Июнь 2014
Очень многие видео с ютуба удаляются последнее время, а эфир от 2 марта сейчас все же есть на ютубе.
Есть и вечерние новости http://www.youtube.com/watch?v=3scXVOqTeuM
и просто трехчасовая запись кассеты http://www.youtube.com/watch?v=dxUVeL9RKjQ
и обсуждение журналистами в Останкино http://www.youtube.com/watch?v=Bx-peZKKE3Y
и многое другое.
avatar
4
4 palladev • 12:59, 31 Май 2014
Очень хорошая статья, спасибо Вам.
avatar
3
2 Soulskinner • 18:13, 30 Май 2014
Так "Пока Все Дома" и тогда выходил. Многие массовые ток-шоу по-моему - несколько другой формат.

Ещё не думаю, что многие знали, что "Час Пик" был взят с Шоу Ларри Кинга (даже сомневаюсь, что многие знали кто этот самый Ларри Кинг).
avatar
7
1 senoslav • 14:27, 30 Май 2014
20 лет...а вроде было только вчера. Другая эпоха, когда передачу ждали с нетерпением, увы и ах, сейчас такое маловероятно.
avatar
3
3 Kdenv • 19:13, 30 Май 2014
Да, прошла та эпоха, когда телевидение смотреть было не то, что интересно, просто хотя бы приятно.
Чтобы добавить комментарий войдите или зарегистрируйтесь