Сергей Чекрыжов: дизайн современного телевидения более профессиональный, но менее авторский - Старый Телевизор
Сергей Чекрыжов: дизайн современного телевидения более профессиональный, но менее авторский
16 апреля 2014, 11:17 12134 iq http://staroetv.su/

Автор музыкального оформления ряда федеральных телеканалов Сергей Чекрыжов рассказал пользователям «Старого телевизора» о том, как выбрал профессию, о вдохновении, рок-музыке и современном телевидении.

Shamilubiteloldtv: Когда решили заниматься музыкой, что подтолкнуло к этому?

Музыкой начал заниматься с 6-и лет. Вероятно, этому способствовал дедушкин трофейный аккордеон фирмы Galotta-уж больно он был красив. Красный перламутр, золотые регистры... Я просто мечтал его освоить-ну, и чтобы мне его подарили, конечно.. Вот и стал заниматься в музыкальной школе сначала по классу аккордеона, и в детском хоре тоже много пел. Учился в консерватории уже после того, как закончил МГУ - все-таки, музыка взяла вверх...

Sergeevich: Какая техника использовалась при создании музыки в 90-е и сейчас?

В 90-е годы еще в России практически не использовали компьютеры для записи музыки. У кого-то были маленькие компьютеры-макинтоши или OTARI, но там только секвенсор был, очень простенький. А сами звуки все равно брали из модулей и рабочих станций. У меня были синтезаторы ENSONIQ разных моделей — SD-1, TS-12, ASR-10 - если это кому-то интересно. А сейчас-в компьютере и сами звуки (сэмплы), и, как правило, многоканальную запись тоже производят в компьютере.

AndBag: Работа коммерческим композитором — что это такое? (Как происходит заказ, исполнение; основные трудности)

К особой коммерции я не стремился. Просто так получилось, что, получив опыт на телевидении, я стал заниматься рекламой — сначала предложили один ролик сделать, потом другой — в итоге, написал довольно много музыки к рекламам.

К особой коммерции я не стремился. Cначала предложили один ролик сделать, потом другой...

Это довольно долго рассказывать — как происходит процесс написания музыки к телевизионным программам или заставкам и рекламе. Каждый раз есть какие-то новые нюансы. Скажем, в рекламе часто обсуждают техническое задание (бриф) на музыку. Очень часто оно радикально меняется (и не один раз) в процессе работы. А когда видишь готовый монтаж ролика, хочется предложить совершенно другое. И часто это решение оказывается лучше. Телезаставки и, вообще, "пакеты" телевизионных программ или оформление канала, как правило, обсуждаются заранее с продюсерами канала или руководителями программ. В последнее время я немного от этого отошел - пишу, в основном, музыку для театра и кино, песни для группы.

MDKwarrior: В каком порядке происходит процесс написания музыки к заставке? Вы изначально смотрите готовую (без музыки) заставку и пишете на нее музыку или же сначала пишете музыку, а сама заставка делается потом?

Очень мало было случаев на моей памяти, когда графику заставки делали под мою готовую музыку. Как правило, есть компьютерная графика, и необходимо придумать для нее музыкальное решение. Это такой малообъяснимый процесс — как именно музыка придумывается, когда смотришь на немую заставку. Тут все имеет значение — и скорость движения, и акценты, и даже цвет. Ну и еще существуют пожелания заказчика-каких эмоций он ждет...

Вазюк: Музыку каких музыкальных групп вы считаете наиболее удачной для заставок и как вы относитесь к применению в телезаставках рок-музыки или фолк-музыки?

Есть такие группы, из музыки которых очень любили «нарезать» куски для заставок (ну, вспомню, например, Propellerheads). Даже, если помните, песню Dire Straits (Money for Nothing) использовали как заставку. Я не очень, честно говоря, это люблю. Во-первых, все это делалось без ведома этих групп. Ну а потом, любая заставка, если это не специальный клип на песню, сильно вторична по отношению к песне. Так же и с использованием хитов в рекламах- всего лишь коммерция, попытка привлечь внимание за счет сильного, уже хорошо известного музыкального материала. Гораздо сложней и почетнее написать оригинальную тему для той же рекламы или заставки, чтобы она стала узнаваемой.

AndBag: Какое влияние на телезрителя должна оказывать музыка в оформлении эфира и передач?

Я бы сказал — музыка должна поддерживать и смыслово и стилистически. Например, для скандальной программы — она должна быть яркой, эпатажной. Для новостной — динамичной и современной и т.д. Конечно, в рамках хорошего музыкального вкуса.

Moscow-SAO: Были ли у вас разногласия с руководством ОРТ (другими заказчиками музыкального оформления) по каким-либо причинам?

Как раз, с руководством ОРТ взаимодействие было удивительно продуктивным, без каких-либо трений. Как и РТР, где я делал упаковку канала. Вот, в конце моей работы на НТВ, возникли некие напряженности — это было связано в основном с тем, что я никак не мог уйти в отпуск из-за большого объема работы. В итоге, мне пришлось передать заставки для НТВ+ другим людям.

AndBag: Как, со временем, развивался ваш стиль в музыке? Что оказало влияние на его развитие?

Мне сложно оценить собственный стиль изнутри... Говорят, что мою музыку узнают часто. Возможно, по некоторым излюбленным приемам или гармониям — мне сложно сказать... Единственное, я сам, конечно же, пристально слежу за своей эволюцией, стараюсь не повторяться, расти.

Мне всегда хотелось исследовать разные музыкальные направления практически — т.е. сочинять в этих жанрах. Я впитывал все, что мне было интересно — от классики, джаза, модерна до последних электронных стилей.

Кстати, в ближайший месяц, я надеюсь, закончится работа над моим сайтом www.bigmusic.pro (и тогда же появится моя страница на www.kroogi.com), где будет представлена моя киномузыка, а также музыка для театра и телевидения — там можно будет послушать треки из разных фильмов и телепрограмм и самим составить представление о том, как менялся мой стиль. Мне всегда хотелось исследовать разные музыкальные направления практически — т.е. сочинять в этих жанрах. Я впитывал все, что мне было интересно — от классики, джаза, модерна до последних электронных стилей.

snowbars97: Что вдохновляет вас на создание музыки?

Иногда музыкой мучительно хочется выразить какую-то эмоцию, передать состояние. Иногда вдохновляет сама музыка — многие великие произведения словно показывают, как можно высоко парить, поверх барьеров, раскрепощают сознание. Любая сильная эмоция может служить стимулом для сочинения. Часто, правда, садишься работать потому, что надо. И вдохновение приходит в процессе работы.





Сергей Чекрыжов (в центре на заднем плане) в составе группы «Несчастный случай»

MDKwarrior: Бывали ли в вашей жизни ситуации, когда заказали написать музыку к какой-нибудь заставке, а вдохновения нет? И если да, то что делаете в таких случаях?

Когда-то давно такие ситуации бывали. Из-за усталости, как правило, или творческого «зажима» — что нужно обязательно это написать. Тут такие рецепты — отдохнуть немного, отвлечься, подойти с другой стороны. Или отнестись к этому легко-тогда все должно получиться.

AndBag: Смотрите ли вы телевизор? (Как часто? Какие программы?)

Телевизор смотрю редко. Если смотрю — Discovery или Animal Planet, Mezzo. «Голос» — в принципе, очень достойная программа — там очень много талантливой молодежи.

snowbars97: Есть ли у вас какое-нибудь хобби?

Хобби — в основном, связаны со спортом (горные лыжи, виндсерфинг, плавание, футбол и волейбол). Не могу сказать, что удается много этим заниматься, но спорт очень помогает поддерживать форму, в том числе и эмоциональную.

MDKwarrior: Какую музыку вы предпочитаете слушать вне работы?

Музыку слушаю разную. В основном, классическую, джаз, джаз-рок. В последние годы особенно трепетно отношусь к музыке Эпохи Возрождения (особенно, вокальной). Это целый космос, музыка с другими гармоническими законами, как будто музыка ушедшей навсегда, неизвестной нам цивилизации.

В последние годы особенно трепетно отношусь к музыке Эпохи Возрождения. Это целый космос, музыка с другими гармоническими законами, как будто музыка ушедшей навсегда, неизвестной нам цивилизации.

VladFedotov: Что слушаете из отечественного рока сейчас и что слушали из него ранее?

Из отечественного рока — надо сказать, в школе слушал «Машину Времени», «Аквариум», «Воскресение» (можно сказать, воспитан на этом...). Позже-из наших групп — мне очень нравился «Вежливый Отказ», «Квартал». Сейчас с интересом слежу за альбомами Бориса Гребенщикова — не перестает меня удивлять. Периодически появляются молодые интересные группы (например, «Серебряная свадьба»), но не могу сказать, что пристально слежу за новинками в рок-музыке.

VladFedotov: Не хотели бы попробовать себя в качестве ведущего какой-либо теле- или радиопередачи?

В качестве ведущего мне быть совсем неинтересно... Я бы с удовольствием о чем-нибудь сам рассказал, а брать у кого-то интервью — не мое.





Сергей Чекрыжов (слева) в составе группы «Несчастный случай»

Shamilubiteloldtv: Общаетесь ли вы с другими композиторами музыкального оформления?

Какие-то контакты с другими авторами были — например, с Олегом Литвишко периодически общаемся. С Алексеем Соловьевым (к сожалению, уже покойным...) общались. Но, по сути, авторы — это одиночки, поэтому так узок круг профессионального общения...

Kittenizator: Что думаете о саунд-дизайне на современном ТВ? Кого из современных «теле-композиторов» вы бы могли отметить?

Дизайн современного телевидения, безусловно, более профессиональный, чем был в наше время, но менее авторский. Это все потому, что вовсю используются качественные музыкальные библиотеки, из сетевых (американских и английских) музыкальных стоков. Все очень хорошо сделано и хорошо звучит, но нет авторской интонации и мелодики. Но это тенденция и всего телевидения в целом, не только заставок. Масса покупных программ, идущих по всему миру. Мало,что есть для души, мало настоящего. Однако, есть интересные люди и их работы. Вот, скажем, очень интересное было оформление канала «Культура» Антоном Батаговым. Есть еще один композитор (фамилию не помню, к сожалению) — который делал оформление для «Школы злословия», «Пусть говорят». Тоже со своим лицом, оригинально.

Shamilubiteloldtv: Какую из своих музыкальных работ для телевидения вы считаете лучшей? (Почему?)

Мне самому нравится то, что я делал для «Намедни», Новостей 1-го канала (например, «шпигель» до сих пор звучит), «Герой дня» — очень интересная заставка получилась. Было еще несколько симпатичных, на мой взгляд, тем и песен для тв-программ (например, «Пальчики оближешь» для ТВ-6), тема для «Русской Рулетки».

16 апреля 2014, 11:17 12134 iq http://staroetv.su/
Комментарии загрузка...
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий