Лето 2013. Анри Вартанов о первых месяцах вещания «Пятницы!»: «пёстрый материал не удалось сцементировать» - Старый Телевизор
Лето 2013. Анри Вартанов о первых месяцах вещания «Пятницы!»: «пёстрый материал не удалось сцементировать»

Телеканалы как люди: родятся, растут, стареют. В какой-то момент встает вопрос об их судьбе. Чаще всего одряхлевший канал попросту закрывают, чтобы заменить на его частоте каким-то другим, новым. Но иногда решают радикально изменить его содержание, даже дать ему новое имя.


Так случилось недавно с развлекательным телеканалом MTV Russia, родившимся в пору повального увлечения музыкальными клипами, но в последнее время не выдерживающим конкуренции с интернетом. Его решили радикально перестроить, или, как принято теперь говорить, используя новомодные термины, подвергнуть ребрендингу. Как можно догадаться, решение это было связано с тем, что во главе холдинга «ПрофМедиа», в который MTV входит наряду с каналами 2х2 и ТВ-3, встал известный телевизионщик Николай Картозия, вынужденный уйти с НТВ, где он в недавнем прошлом руководил такими яркими программами, как «НТВшники» и «Центральное телевидение».


Для меня остается загадкой, почему этот журналист, задумав перестроить развлекательный музыкальный канал, пренебрег возможностью привнести в него любезное его сердцу публицистическое начало (нынешняя получасовая, лишенная своеобразия, информационная программа «Пятница! News» не в счет). Видимо, устав бороться с осторожным и откровенно сервильным по отношению к власти телевизионным начальством, он предпочел не менять кардинально курса и достичь успеха на прежнем направлении развлекательного ТВ. Мало того, — даже еще усилить это начало. Канал, открывший вещание с 1 июня, носит претенциозное, вызывающее название «Пятница!», и по программному заявлению Картозии, сделанному им в интернет-интервью, в эфире теперь будет «все время (!) пятничное настроение».


Мне, признаться, подобное решение показалось с самого начала не очень продуманным и довольно рискованным. Ведь в нынешнем нашем телевизионном пространстве развлекательные каналы занимают значительную, если не сказать, львиную долю вещания. Некоторые из них, скажем, ТНТ, достигли впечатляющих результатов. Другие — СТС, «Домашний» — пытаются завоевать место под солнцем, увеличивая долю развлекательных программ. Не говорю уж о том, что и телевизионные гранды — «Россия-1», Первый, тот же НТВ — главные свои творческие усилия и финансовые ресурсы в последние годы обращают в сторону развлечений. Именно на этом направлении идет сегодня основная борьба за победные рейтинги.


Чтобы на равных вступить в это состязание, «Пятнице!» необходимо было до наступления июня подготовить большое число оригинальных первоклассных развлекательных программ. Увы, этого не случилось. В июньском репертуаре обращало на себя внимание откровенное предпочтение, отдаваемое чужим опусам. Так, в лучшее вечернее время, с 19.00 до 21.00, нам показывали подряд по два давних выпуска «Большой разницы», пародийной программы Первого канала, а в 23.00 к ним добавлялся еще и «Прожекторперисхилтон», имеющий то же происхождение. При этом, купив у коллег их старые программы, редакторы «Пятницы!» не удосужились внимательно пересмотреть приобретенное. Так, в одном из выпусков «Большой разницы» (12.6) мы увидели пародию на передачу «Жди меня», которую вел И. Кваша, ушедший за это время из жизни. Получилось совсем не смешно, скорее бестактно.


Иногда на новом канале забывают о разнице, существующей между своим и чужим. В цикле «Люди „Пятницы!"» нам рассказывают о тех, кто к «Пятнице!» никакого отношения (кроме, конечно, возможности, с их помощью, максимально увеличить свой рейтинг) не имеют. То нас знакомят с популярными персонажами канала ТНТ из «Универа» (24.6), то эксплуатируют успех «Одной за всех» с «Домашнего» (28.6), то приобщаются к славе «Comedy Woman» с того же ТНТ (5.7). Авторы не замечают, что показывая чужие образцы развлекательного ТВ, они невольно подталкивают зрителей к сравнению с тем, что те видят в исполнении нового телеканала. К сравнению, совершенно не выгодному для людей «Пятницы!».


Характерно, что «Пятница!» не гнушается не только повторами того, что прошло в эфире немало лет тому назад (назову многочисленные серии «Моей прекрасной няни», а также «Шоу Гарика Харламова», не прижившееся в свое время на одной из крупнейших кнопок), но и откровенными подражаниями коллегам, за которые в приличном обществе можно схлопотать судебные иски по статье о плагиате.


Так, ежевоскресная часовая программа «Пятницы!» «Пародайс» выглядит ухудшенной копией «Большой разницы», а «Шкаф» со Светланой Пермяковой до боли напоминает «Модный приговор» Вячеслава Зайцева/Александра Васильева.


Кстати, Пермякова, заявленная в качестве звезды канала, после нескольких первых выпусков исчезла из эфира, — не знаю, по какой причине. А многократно обещанный, как главное приобретение, и входивший во все рекламные ролики Максим Аверин и вовсе не появился в программах «Пятницы!». [Неточность: Максим Аверин на «Пятнице» продолжает вести программу «Добрый вечер, животные», доставшуюся ему от MTV. — СТВ.] Это, на мой взгляд, стало еще одним свидетельством торопливости в осуществлении не до конца продуманных планов.


Единственный из обещанных поначалу знаменитостей, выдержавший испытание первого месяца вещания, — Дмитрий Назаров, известный актер, оказавшийся к тому же отменным гурманом. Его часовую кулинарную программу «Голодные игры» руководители, испытывающие, судя по всему, острые затруднения с формированием сетки вещания, нещадно эксплуатируют, давая по будням с несколькими повторами. В иные дни — как стало в праздничное 12 июня — «Голодные игры» шли шесть часов (!) подряд.


Программа неплохо задумана и снята, в ней представленные ведущим рецепты блюд сочетаются с яростной борьбой за первенство четырех участников соревнования. Правда, условие, при котором соперники вслепую оценивают по пятибалльной шкале результаты стряпни каждого, не только отсекло такое немаловажное качество, как внешний вид блюда, но и очень скоро обнаружило главное свое несовершенство.


Четверка теперь более всего озабочена не столько объективной оценкой приготовленного в студии кушанья, сколько возможностью во время темной дегустации опознать творчество свое и своих ближайших конкурентов. Себе, естественно, выставить высшие оценки, а соперников наградить колами. Участники соревнования, в особенности, представительницы прекрасного пола, не стесняются в выражениях в адрес соперниц, а студия-кухня становится ристалищем, где нередко нарушаются элементарные правила приличия. Программа из познавательной и, тем более, развлекательной нередко превращается в кухонно-склочную.


Особо следует сказать об основных, пожалуй, опусах канала, — двух получасовых программах, — «Большие чувства» и «Рыжие», — которые выходят по три и два раза в день. Они, несомненно, стали главными козырями «Пятницы!». Эти бесхитростные видеоскетчи, выглядящие, порой, не очень удачным подражанием «6 кадрам» (канал СТС), авторы относят к высоким жанрам и даже высокопарно величают одну из них «первой романтической комедией о том, что хочется (?!)» (16.6). И хоть в упомянутом уже интервью Картозия цитировал Джона Леннона с его «All you need is love» и уверял, будто эротика в этих программах будет «в очень умеренной дозе, скорее больше любви, больше отношений», — на деле в них, в особенности, в первой, мы видим не самые высокие, подчас пошловатые, образцы подобного зрелища.


Перебивками, отделяющими в «Больших чувствах» один скетч от другого, становятся снятые «с потолка» кадры, где на громадной, вмещающей до семи человек, кровати под белыми простынями лежат на спинах обнаженные парни и девушки. Они делают танцевальные движения, поют непритязательную песенку, и на словах «у меня к тебе большие чувства» один из парней многозначительно смотрит себе под простыню, куда норовит заглянуть и лежащая с ним рядом девушка. Кстати, многие скетчи также сняты сверху, в той же мизансцене: он и она лежат на кровати, чаще всего post coitum. Простыни тут, правда, не белые, а цветные: красные, желтые, синие, даже в мелкую игривую полоску. Но ситуации и диалоги, происходящие между возлюбленными, вращаются вокруг небольшого числа одних и тех же эротических тем. Авторы выказывают предпочтение нескольким ситуациям, чаще всего, не самого высокого вкуса.


Скажем, постоянно обыгрывается аптека с покупкой презервативов. То пересказываются/разыгрываются в лицах бородатые анекдоты на эту тему, то излагаются иронические сюжеты о предупреждении абортов.


Редко когда авторы находят неожиданные решения скользких тем: скажем, мы видим даму, которая покупает виагру для того, чтоб использовать ее в… ускорении роста рассады растений (3.7). Или еще один «бродячий» сюжет. Парень в длинном пиджаке, надетом на голое тело, распахивает его перед встречной девушкой. Та, естественно, в первое мгновение испытывает ужас, граничащий с шоком. Но затем, после оценки увиденного, страх сменяется восторгом: мы догадываемся, почему.


«Рыжие» чуть целомудреннее «Больших чувств». Но тут другая проблема: замысел цикла довольно прихотлив. Авторы, выкрасив волосы всем исполнителям скетчей, решили, что этого достаточно для достижения комедийного эффекта. Но экзотический цвет шевелюр, увы, не может компенсировать отсутствия фантазии у сценаристов, изобретательности у режиссеров, мастерства у актеров. Даже в тех немногих случаях, когда скетчи этого цикла привлекают внимание, чуть задумавшись, вспоминаешь: ба, да это старый, полузабытый анекдот, не очень ловко разыгранный в эфире!..


Разительным контрастом ко всему, что мы видим на волнах «Пятницы!», выглядит полуночная пятиминутка, названная «Живые». Там известные люди, не обязательно профессиональные актеры, — но и музыкант А. Макаревич (24.6), танцовщик Н. Цискаридзе (3.7), ведущая новостей Первого канала Ю. Панкратова (5.7) читают стихи. Звучит чудесная поэзия Н. Гумилева, Р. Киплинга, И. Бродского, других выдающихся авторов. В титрах, завершающих эту рубрику, сообщается, что ее замысел принадлежит Картозии.


Тут же возникает мысль: вот оно, то живое, что могло бы цементировать пестрый материал переживающего ребрендинг канала. Увы, — не цементирует: слишком велика дистанция между одним и другим!


Комментарии загрузка...
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий