2006. «ТЭФИ-2006» — ярмарка тщеславия, православный «Радонеж» — её альтернатива. Итоги 2006 телегода - Старый Телевизор
2006. «ТЭФИ-2006» — ярмарка тщеславия, православный «Радонеж» — её альтернатива. Итоги 2006 телегода

Предыдущая часть: Два канала, один лёд: «Звёзды» против «Танцев». 75 лет российскому ТВ: время подвести итоги. Необузданная реклама


Самой главной «ярмаркой тщеславия» для деятелей российского ТВ по-прежнему является церемония награждений премией «ТЭФИ». Очередное действо состоялось 20 и 23 ноября 2006 года в концертном зале «Академический» (телеэфир впервые прошел по каналу СТС). По этому поводу М. Безрук писала в газете «Труд» (номер от 25 ноября):


«По неписаной традиции большинство именитых гостей прибыло на праздник в вечерних туалетах. Мужчины в смокингах и черных костюмах, женщины — в длинных декольтированных платьях, также преимущественно темных оттенков. Однако стилю мероприятия больше соответствовали бы яркие и даже эпатажные наряды, ибо вместо привычной строгой торжественности с фанфарами изумленным академикам было представлено ревю в постановке Егора Дружинина. Несколько лет назад этот хореограф поставил мюзикл «Чикаго». Спектакль давно уже сошел со сцены. Но, видимо, сам жанр, не слишком горячо принятый российским зрителем, оказался близок нашей артистической элите. Не случайно мелодии из различных популярных мюзиклов, освеженные текстами, написанными по случаю, кочуют с праздника на праздник. Не миновала чаша сия и высокое академическое собрание…»


А вот как описал происходящее в «Литературной газете» (номер от 29 ноября) И. Логвинов:


«Вручение «ТЭФИ» напоминало корпоративную вечеринку, на которую, как выразилась телеведущая Юлия Бордовских, съезжаются для того, чтобы посмотреть, кто во что одет, кто похудел, кто потолстел… Сама церемония награждения, несмотря на претенциозность, представляла собой довольно скучное и провинциальное зрелище. Плохо говорящая по-русски актриса Допкунайте, видимо, должна была добавить заграничного шарма церемонии, однако акцент и «приклеенная» улыбка ведущей вызывали обратную реакцию. Не могли разрядить скуку и сальные, двусмысленные шутки телешоуменов Малахова и Цекало…»


Безоговорочным победителем этой церемонии стал телеканал «Россия», который собрал «урожай» из 14 «Орфеев». На втором месте расположился Первый канал, одержавший победу в 12 номинациях, на третьем СТС с 6 «Орфеями». Далее шли: «Культура» — 4 награды, НТВ — 2.


Отметим, что из 127 телеакадемиков на церемонии присутствовали только 68. Отсутствовали и руководители: ВГТРК («Россия», «Спорт», «Культура» и «Вести-24») — Олег Добродеев, а НТВ вместо гендиректора Владимира Кулистикова представлял главный дизайнер канала Сергей Шанович. Однако корпоративность голосования при этом так и не исчезла, несмотря на введенную поименность. В итоге главы каналов — Константин Эрнст (Первый канал), Александр Роднянский (СТС), Антон Злотопольский («Россия») и другие голосовали за проекты своих каналов. Были и своего рода хитрецы: например, Николай Сванидзе воздержался от голосования в номинации «Продюсер» (там были представлены проекты канала «Россия», где он работал, и один из этих проектов был его собственный — «Исторические хроники с Николаем Сванидзе»), однако в итоге без награды не остался — ему вручили «ТЭФИ» за документальный фильм из его серии «Исторические хроники» о Соломоне Михоэлсе («Лучшая программа об истории»).


Фильм Сванидзе был типичным антисоветским проектом, коих за 15 лет существования новой России на отечественном ТВ появилось огромное множество. Речь в фильме шла о том, каким прекрасным человеком был актер и режиссер Соломон Михоэлс, но коварные коммунисты в лице Сталина и Берии его безжалостно умертвили. Кстати, художественный сериал про Михоэлса пару лет назад пытался запустить на российском ТВ другой известный деятель культуры Михаил Козаков. Но из этой затеи ничего не вышло: видимо, даже на нынешнем российском ТВ, где сильно еврейское лобби, все-таки отдают себе отчет, что это уже явный перебор.


Впрочем, повторюсь, и без этого проекта там вполне хватает других передач и сериалов, где советская власть всячески осуждается. Иной раз сомнению подвергаются даже безоговорочные символы. Например, в День космонавтики (12 апреля), когда советская власть совершила мировую сенсацию и впервые отправила в космос человека, на Первом канале свет увидел российско-американский документальный фильм «Космическая гонка». В нем объяснялось, почему именно СССР, а не США сумел первым запустить человека в космос. Оказывается, советское государство было… менее гуманным и не убоялось рискнуть жизнью человека, в то время как американцы на это не пошли. Таким образом современному зрителю навязывался вывод: дескать, все победы советской власти были осуществлены подобным образом — путем насилия над личностью.


Но вернемся к «ТЭФИ». Ее антисоветская составляющая проявилась и в том, что сразу четырех «Орфеев» был удостоен фильм Глеба Панфилова «В круге первом» (одна из этих статуэток досталась Александру Солженицыну как лучшему сценаристу).


А вот как распределились другие награды:


научно-популярная программа для детей — «Умницы и умники» (Первый канал);

информационно-аналитическая программа — «Вести недели» («Россия»);

информационно-развлекательная программа — «Истории в деталях» (СТС);

развлекательная программа: «Образ жизни» — «Пока все дома» (Первый канал);

развлекательная программа: «Игра» — «Танцы со звездами» («Россия»);

ток-шоу — «Культурная революция» («Культура»);

репортер — Ирада Зейналова (Первый канал);

специальный репортаж — Михаил Дегтярь (ТВЦ);

актер сериала — Олег Янковский («Доктор Живаго», НТВ);

актриса сериала — Чулпан Хаматова («Доктор Живаго», НТВ);

ведущая ток-шоу — Тина Канделаки (СТС);

ведущий ток-шоу — Александр Цекало («Ночь в стиле детства», СТС);

ведущие развлекательной программы — Татьяна Лазарева и Михаил Шац (СТС);

продюсер — Александр Роднянский (сериал «Не родись красивой», СТС);

«За вклад в развитие российского телевидения» — Андрей Разбаш (посмертно).


От всего этого гламура за версту несло заграничным духом, и, по сути, не было ничего по-настоящему русского, православного. Какая-то «американщина», причем самого низкого пошиба. Поэтому весьма показательно, что, к примеру, в те же самые ноябрьские дни в России проходил другой телевизионный смотр — Международный фестиваль православных телепрограмм «Радонеж», — но о нем миллионы россиян практически ничего не узнали, поскольку по ТВ об этом не было ни звука. А ведь этот фестиваль собирался уже в 11-й раз (местом проведения стали Патриаршие палаты Московского Кремля). Как писал в «Литературной газете» И. Логвинов (номер от 29 ноября):


«В отличие от корпоративного междусобойчика под названием «ТЭФИ», где, как в котле, годами варятся одни и те же «телеингредиенты», фестиваль православных телепрограмм «Радонеж» абсолютно лишен местечковой атмосферы. Год от года он становится все шире, разнообразнее (сегодня в зоне влияния фестиваля «Радонеж» насчитывается уже более 200 телекомпаний); отрадно, что его ряды пополняет талантливая молодежь. В этом году в конкурсной программе приняло участие рекордное число работ — 170 документальных фильмов и телепередач из разных уголков России — Вятки и Калуги, Киева и Москвы, Минска и Серпухова, Пскова и Ярославля, Тюмени и Санкт-Петербурга, Нерехты и Волгограда… Свои работы представили православные диаспоры Украины, Грузии, Прибалтики…


Эти фильмы потрясают своей искренностью, чистотой, вниманием к духовному миру человека. Каждый из них, без сомнения, достоин быть показанным в любое время на любом центральном канале. Но у отечественного телевидения для таких картин, и об этом с горечью говорили многие участники форума, нет места в сетке вещания. Ведь ТВ давно превратилось в коммерческую фабрику по изготовлению эфирного объема для размещения рекламы. Этот круговорот денег в искусственно созданной природе существует по своим правилам и имеет своих кумиров…» [...]


В конце года агентство TNS Gallup Media определило 12 самых популярных программ и фильмов 2006 года в Москве. Места распределились следующим образом:


1. Шоу «Танцы на льду» («Россия», эфир 15 октября) — 19,4 %.

2. Сериал «В круге первом» («Россия», 29 января) — 17,5 %.

3. Сериал «Тихий Дон» (Первый канал, 7 ноября) — 17,3 %.

4. Программа «Специальный корреспондент» («Россия», 15 октября) — 17,3 %.

5. Шоу «Звезды на льду» (Первый канал, 28 октября) — 17,1 %.

6. Художественный фильм «Турецкий гамбит» (Первый канал, 1 января) — 15,8 %.

7. Информационная программа «Время» (Первый канал, 1 января) — 15,7 %.

8. Программа «Чистосердечное признание» (НТВ, 9 сентября) — 15,0 %.

9. Трансляции чемпионата мира по футболу (Первый канал, 9 июля) — 14,9 %.

10. Программа «Чрезвычайное происшествие. Обзор за неделю» (НТВ, 9 апреля) — 14,7 %.

11. Юмористическая передача «Новый Михаил Задорнов» (Первый канал, 24 ноября) — 14,7 %.

12. Программа «Чистосердечное признание» (НТВ, 26 ноября) — 14,5 %.


Подводя итоги телевизионного года, газета «Труд» (номер от 29 декабря) дала высказаться на этот счет нескольким известным и авторитетным людям. Приведу (в сокращении) высказывание одного из них, — самое оригинальное — писателя, профессора Литературного института Сергея Есина:


«Уходящий год — год невероятных достижений на нашем родном, постсоветском телевидении. Вот она, полная победа рынка над зрителем! Вот что значит власть денег, отсутствие цензуры и тонкий вкус граждан страны! О, Андрей Малахов! О, Тина Канделаки, Лолита Милявская и Глеб Пьяных… Уже одни их имена вызывают интеллектуальный восторг. Мы вырастили их, взлелеяли их талант, отдали им наши сердца! Вот что значит время свободы и отсутствие гильотины идеологического отдела ЦК КПСС!


За минувший год мы добились наибольшего количества телесериалов на душу населения. И это не какая-нибудь импортная американская «Скорая помощь» — все сплошь менты, бандиты, воры, сутенеры, убийства, подделки, кражи, мордобой, сожженные машины, расчлененка, пожары, выстрелы, взрывы. Какой впечатляющий набор персонажей и атрибутов, какое милое затуманивание мозгов…


Наконец, как значительно подняло телевидение жизненный уровень народа! Жители сельской местности, поселковые врачи и медсестры, фабричные и сезонные рабочие, наконец, даже гастарбайтеры, обитающие в вагончиках, регулярно воспламеняющихся от электрообогревателей, теперь могут наслаждаться полноценной жизнью. Ведь прямо с экрана телевизора им преподнесут роскошные рыбные и колбасные нарезки, оттуда же дадут почувствовать вкус драгоценного оливкового масла, ощутить аромат бессмертной Шанель и предоставят возможность насладиться прогулкой мыла «Красная линия» по самым интимным местам. Они смогут оценить преимущество разных бриллиантов, шуб и автомашин самых престижных марок. И даже удлинить ресницы на целый дюйм. С Новым годом, телевидение!»


Писатель прав — в 2006 году количество телесериалов на российском ТВ достигло рекордной отметки — 628. Отметим, что из них 95 сериалов были российскими премьерами. Новые сериалы показали следующие каналы: НТВ — 30 фильмов, Первый канал — 23, «Россия» — 21, РЕН ТВ — 10, СТС — 8, ТВЦ — 3.


По жанрам эти фильмы распределились следующим образом:


детективы — 23, среди них: «Возвращение Турецкого» («Россия», 24 серии), «Платина» (НТВ, 16 серий), «Бешеная» (НТВ, 16 серий), «Двое из ларца» («Россия», 12 серий), «Мой генерал» («Россия», 8 серий) и др.;


комедии — 23, среди них: «Прапорщик/Е-мое» (РЕН ТВ, 16 серий), «Война и мир красноармейца Ивана Чонкина» (10 серий) и др.;


экранизации известных литературных произведений — 18, среди них: «Герой нашего времени» (Первый канал, 8 серий), «Преступление и наказание» (Первый канал, 8 серий), «Война и мир» («Россия», 4 серии) и др.;


мелодрамы — 15, среди них: «Подруга банкира» (8 серий), «Катерина» (8 серий) и др.;


драмы — 12;


боевики — 11, среди них: «План «Б» (НТВ, 8 серий), «Танкер «Танго» (Первый канал, 6 серий) и др.;


исторические — 3, среди них: «Сонька Золотая Ручка» («Россия», 12 серий), «Девять жизней Нестора Махно» (Первый канал, 12 серий) и др.;


военные и биографические — по 3;


мистика — 2 и т. д.


Среди сериалов самым смотрибельным была мелодрама «Не родись красивой» (СТС), которая лидировала в рейтингах в первой половине года 11 раз. Его сменил на этом поприще другой сериал — «Остаться в живых» (Первый канал), который с сентября по ноябрь в рейтингах по России занимал 1-е место 7 раз.


Кроме этого, в отдельные дни высокие рейтинги по России были у следующих сериалов:


«Всегда говори «всегда» — 3» («Россия») — 23 ноября, 18,4 %;

«Тихий Дон» (Первый канал) — 7 ноября, 17,9 %;

«Громовы» («Россия») — 2 марта, 16,1 %;

«Грозовые ворота» (Первый канал) — 13 февраля, 15,6 %;

«В круге первом» («Россия») — 29 января, 15,4 %.


Чаще всего из актеров в сериалах 2006 года снимались:


Владимир Стеклов — 5 фильмов («Все включено», «Горыныч и Виктория», «Кадетство», «Псевдоним Албанец», «Волчица»),

Борис Щербаков — 5 фильмов («Грозовые ворота», «Любовь как любовь», «Солдаты», «Тихий Дон», «Сыщики-5»),

Сергей Астахов — 5 фильмов («Всегда говори «всегда — 3», «Петя Великолепный», «Сестры по крови», «Острог. Дело Федора Сеченова», «Охота на Изюбря»),

Андрей Краско — 4 фильма («Грозовые ворота», «Доктор Живаго», «Заколдованный участок», «У.Е.»),

Виктор Кузнецов — 4 фильма («Вепрь», «Заколдованный участок», «Опера. Хроники убойного отдела — 3», «Студенты-2») и др.


Среди актрис лидером была Анастасия Мельникова, на счету которой было 4 сериала («Казус Кукоцкого», «Опера. Хроники убойного отдела — 3», «Секретные поручения», «Всегда говори «всегда» — 3»).


А вот как выглядел рейтинг новогодних передач уходящего года. На первом месте была «Новогодняя ночь — 2007» на Первом канале, которую посмотрели 40,5 % телезрителей. На втором месте расположился «Голубой огонек на Шаболовке» канала «Россия» — 21,9 %, на третьем — «Новый год в стиле «АББА» на НТВ — 8 %. Проект СТС «Слава богу, Новый год!» собрал у своих экранов всего лишь 2,9 % телезрителей.


Первый канал оказался в лидерах и по другим позициям. Например, как и в прошлом году, в лидерах значился пародист Максим Галкин, шоу которого на Первом канале посмотрело 32,8 % телезрителей. На втором месте был Евгений Петросян с 22,8 %. Еще один проект Первого канала — «Звезды на льду» — обскакал по рейтингу своего конкурента «Танцы со звездами» на канале «Россия»: у первого было 30,2 %, у второго — 24,2 %. Шоу «Две звезды» на Первом канале выиграло спор у «Большого новогоднего вечера на телеканале «Россия»: 24 % против 14,7 %. Первый канал победил даже в такой позиции, как ТВ-выступление президента: там его словам внимали 54,2 % телезрителей, в то время как на «России» всего 18 %, а на НТВ — 9,4 %. [...]


[Дальше начинается повествование о событиях 2007 г. и позднее, вплоть до 2008–2009 гг. Я не буду приводить эти материалы, поскольку не хочу нарушать правила СТВ. Их, а также вырезанные фрагменты из книги можно прочитать по ссылке, приведённой в строке «Источник». — РудГерман]


Комментарии загрузка...
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий
Поиск по разделу
Смотрите также
Умер один из основателей НТВ Игорь Малашенко
Дорогое вещание. Телеканалы в регионах не смогут создать мультиплексы для цифрового ТВ
Минкомсвязь предлагает запускать третий мультиплекс в отдельных регионах
Совет Федерации: создать третий мультиплекс, обеспечить врезку регионального контента в федеральный канал
Сенаторы предложили включить региональные телеканалы в третий мультиплекс
9 апреля 2001. Экс-ведущий «Авторской программы» Сергей Доренко: «В телевидении сейчас не нуждаюсь. Cкорее я нужен каналам»
23 ноября 1999. Россияне устали от телерекламы. Какие ролики раздражают самих рекламистов и рекламодателей?
20 марта 2000. На НТВ закрылась футбольная программа «Третий тайм». Каковы причины?