У хороших театральных критиков есть правило — не писать после премьеры. Спектаклю надо дать устояться, и только потом можно рассуждать, что получилось, а что нет.

После долгого летнего безвременья осенние премьеры наших телеканалов посыпались как из рога изобилия. Случившееся в сентябрьское одночасье резкое изменение оформления каналов, смена декораций в ньюс-румах, залп премьер одностилевых шоу-программ и сериалов не могли не привести зрительское сознание в состояние полушока. Зритель не успевал усвоить разницу в правилах игры в «Слабом звене» и «Алчности», не привыкнув к новым студиям информационных программ, путал, новости какого канала он смотрит в данную минуту, и окончательно терялся в хитросплетениях сериалов, где на разных каналах в разных ипостасях в одно и то же время сходились одни и те же актеры.

Психологи говорят, что женщина, меняющая прическу и стиль одежды, потенциально готова к смене мужчины. К чему потенциально готовы наши каналы, сказать трудно, но прическу межпрограммного пространства и одежды новостных студий обновили решительно все. Выбор каналами своих главных цветов — предмет анализа для тех же психологов. Нетрадиционный для телевидения оранжевый одновременно стал одним из доминирующих цветов ТВ-6 и резко изменил сложную синеватую палитру ОРТ. НТВ прежний зеленый возвел в абсолют в своих новостных программах и сменил его на приторно-конфетные красные и малиновые тона в дневных шоу. РТР из навязанного его государственнической миссией триколора выбрал белый, щедро разбавив его сусальностью золота державных символов.

Возведенное в абсолют государственничество тяжелым бременем легло на внешность РТР (даже радуга в прогнозе погоды прогнулась под цвета государственного флага, а триколор, пристегнутый к изящной виньетке канала «Культура», выглядит вообще инородным телом). Если еще недавно председатель ВГТРК Олег Добродеев жаловался, что в доставшихся ему в наследство рекламных заставках РТР «сплошная хохлома», то с нового сезона там сплошная корона Российской империи. Не хватает только шапки Мономаха и Конституции, на которой присягали Ельцин и Путин.

Смена заставки главной новостной программы РТР, с возвращением старого символа — запряженной тройки, и назначение кремлевских курантов на роль главных часов государственного телеканала, может, и прошло бы без резких оценок, если бы музыка не испортила все окончательно. Ну не писал Петр Ильич свой Первый концерт для того, чтобы им предваряли «Вести», и ничего с этим не поделаешь! Великая, но совершенно не подходящая к случаю музыка Чайковского — не свиридовское «Время, вперед!», навсегда связанное у старшего поколения с программой «Время». Новая заставка «Вестей» в целом не выполняет своей главной функции — не становится звуковым и визуальным паролем, по которому зритель за версту должен чуять новости РТР.

На НТВ, где решительно избавляются от всего, что связано со старым НТВ, предновостную заставку, музыку и часы, отсчитывающие последние секунды, также заменили ради единой цели — чтобы только заменить. Ибо в наследство от прошлого НТВ оставался музыкальный фрагмент, который постоянные зрители уже привыкли ассоциировать с программой «Сегодня», и придуманные некогда Семеном Левиным первые на нашем телевидении часы, ушедшие от стереотипа круга. Для того чтобы приучить и без того подразбежавшегося с канала зрителя к новым аудиовизуальным символам, потребуется время. И немалое.

Больше всего повезло с музыкой одному предновостному анонсу ТВ-6, в котором в часы превращается круг с обозначенным на нем временем выхода в эфир всех выпусков программы «Сейчас». Из всего, что на нашем нынешнем телевидении слышно, этот музыкальный отрывок более всего ассоциируется с новостями и на новости настраивает. Настраивают и нетрадиционные часы, в которых время складывается из трех кубиков, ставших отныне фирменным знаком ТВ-6. Часы эти снова придумал все тот же Семен Левин. Как, впрочем, и все оформление ТВ-6 (что и следовало ожидать), и все оформление РТР (что ожидать было труднее).

Так что разговор о телевизионном дизайне и в этом сезоне по-прежнему начинается от исходной точки — «Это сделал Левин» или «Это сделал не Левин». Левин сделал фирменные знаки трех из четырех ныне лидирующих каналов (НТВ раньше, РТР и ТВ-6 сейчас), и к этому сезону оформил два канала. О впечатлениях от работы Левина на РТР я уже написала. Странно было бы предполагать, что Семен Михайлович был на РТР «казачком засланным», скорее, честно выполнял заказ руководства канала, а далее — вопрос стилевых предпочтений заказчика. Что же касается того, что сам Левин называет «концепцией графической идентификации канала», ради которого пришедшая команда Киселева даже не поддалась искушению сменить само название «ТВ-6», то образ канала действительно изменен и идентифицирован. Оранжево-черные стрелочки внутри шестиугольников, складывающиеся в знаки ТВ-6, не обладают той же божественной простотой, что зеленый шарик НТВ, Левиным же и придуманный, но всю стилевую концепцию резко измененного канала на себе держат.

К достоинствам нового оформления ТВ-6 можно отнести и неожиданное разграфление экрана в момент прямых включений в новостях (которое тут же весело продублировано у Хрюна и Степана). Три других канала в новых ньюс-румах дружно поставили сбоку от ведущего большие экраны, живущие во время выпусков новостей своей параллельной жизнью, на которые теперь и выводятся изображения корреспондентов, выходящих в прямой эфир. Но о новых ньюс-румах и прочих новинках нашего эфира — как-нибудь в другой раз.

Комментарии (4)
avatar
6
4 Sergio-o-o • 16:51, 20 Май 2012
А ОРТ всего лишь поменял студию новостей,да и логотип сделал прозрачным,который до сих пор у нас на экранах стоит
avatar
7
3 Coole • 18:59, 15 Май 2012
Имхо, оба оформления долго не продержались.
avatar
7
2 Psi • 16:56, 14 Май 2012
Самое красивое оформление тогда, на мой счёт, было у НТВ cheesy
avatar
8
1 iq • 12:39, 14 Май 2012
Ох хорошо бы в эту статью какие нибудь фотки или видео вставить 0:)
Чтобы добавить комментарий войдите или зарегистрируйтесь