Вадим Такменёв нарушает "негласный запрет Путина" на Центральном телевидении (ВИДЕО)

19:28, 15 Март 2011      iq      5431 2     http://www.bbc.co.uk/
 
Одна из информационных программ российского телеканала НТВ, вещание которого охватывает почти 90% населения страны, нарушила негласный запрет эпохи правления Путина.
 
С момента своего запуска летом прошлого года на НТВ, принадлежащем "Газпром-Медиа", программа "Центральное телевидение" регулярно делает сатирические выпады в адрес премьер-министра и "Единой России".
 
"Центральное телевидение" также освещает темы, которые, как правило, игнорируются в выпусках новостей на НТВ и других подконтрольных государству телеканалах, например, дебаты по поводу процедуры Нажать вынесения второго приговора ХодорковскомуНаблюдатели задаются вопросом: что это - робкий признак возвращения свободы слова на телевидении или тонкая находка полит-технологов Кремля?
 
Разговоры о возрождении жанра сатиры на российском телевидении начались в 2009 году, когда контролируемый государством Первый канал запустил ряд программ, направленных прежде всего на молодую аудиторию и порой удивляющих зрителя непривычным "тоном непочтительности" в адрес власть имущих.
 
В частности, в программах "Прожекторперисхилтон" и "Мульт личности" показывают иронические скетчи о знаменитостях из мира политики, шоу-бизнеса и спорта. Надо отметить, что промоутеры этих программ слово "сатира" к ним справедливо не применяют. И тот, и другой проект на Первом канале рекламируют как программы в жанре "нового юмора".
 
И, действительно, создатели этих молодежных программ действуют в четко очерченных границах. Как заметил критик Андрей Архангельский, "новые шутники" осознают, где и над чем шутить нельзя. "Короче говоря, они понимают, что нельзя шутить про Путина и про Медведева тоже нельзя. Нельзя шутить про их жен и детей. Нельзя шутить над Основами Власти - то есть нельзя сомневаться в ее профессионализме и целесообразности", - написал Архангельский в "Новой газете".
 
Эти табу строго блюлись на основных национальных телеканалах в течение примерно шести лет. Последней программой, в которой попытались расширить границы допустимого, стала "Намедни" Леонида Парфенова на НТВ. "Намедни" вычеркнули из сетки вещания в 2004 году, после того как Парфенов публично поставил под сомнение правомерность запрета на трансляцию его интервью с вдовой лидера чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева.
 
"Центральное телевидение" - воскресный проект НТВ, в котором, как утверждают на самом канале, "нет понятий "формата" и "неформата", - идет по стопам "Намедни".
Молодой ведущий "Центрального телевидения", репортер Вадим Такменев комментирует актуальные события в колкой и остроумной манере, которая в свое время стала отличительной чертой Парфенова-ведущего.
 
Выступая в эфире "Эха Москвы" в ноябре прошлого года, руководитель дирекции праймового вещания НТВНиколай Картозия сказал, что этот проект стал попыткой "продолжить традиции инфотейнмента в современной обстановке". "И через семь лет после закрытия "Намедни" мы продолжаем развивать мысль, что это не только важно, что мы покажем, но как мы покажем это. [...] Чтобы люди, немножко подзакисшие, скажем так, в не очень благоприятной атмосфере информационного нынешнего времени, все-таки что-то выловили, нашли для себя, услышали", - пояснил Картозия.
 
Практически с момента своего дебюта в конце августа 2010 года "Центральное телевидение" регулярно подвергает ревизии героический образ Путина, поддерживаемый федеральными телеканалами и большинством других информационных программ на НТВ.
Во втором выпуске шоу, показанном 5 сентября, рассказывалось о популярном на YouTube видео, где автолюбители высмеивают поездку Путина по Дальнему Востоку на "Ладе-Калине".
 
 
Такменев с сарказмом отозвался об эротическом календаре, которым группа студенток журфака МГУ поздравила Путина с днем рождения в октябре, и тут же показал альтернативный календарь - его в ответ подготовили для Путина другие студентки факультета журналистики в знак протеста против наступления на свободу слова в России.
 
В 2011 году в программе Такменева рассказывалось о "вертикали страсти" - пристрастии "друга Путина", итальянского премьера Сильвио Берлускони, к вечеринкам "бунга-бунга". Берлускони в сюжете называют, как и Путина в разоблачениях WikiLeaks, "альфа-самцом".
 
"И даже если все, что пишут о нем [Берлускони] в местных газетах, правда, и даже если этот невысокого роста человек с большим, ээ, сердцем действительно любит поиграть в "бунга-бунга" с красивыми девушками, все равно он выгодно отличается от тех, кто имеет в "бунга-бунга" всю страну. [Пауза] Это я про Египет", - говорит автор сюжета.
 
 
В программе от 27 февраля высмеивались планы депутата-единоросса искоренить граффити на стенах и заборах. В какой-то момент в сюжете показали гигантский баннер, вывешенный несколькими оппозиционерами на Большом Москворецком мосту рядом с Кремлем, где Путин был изображен за решеткой и рядом с фотографией Михаила Ходорковского. Коллаж сопровождался призывом "Пора меняться!".
 
Целый ряд сюжетов авторы "Центрального телевидения" посвятили высмеиванию недостатков в работе милиции и идее президента Медведева поменять ее название на "полицию". В целом, однако, Медведеву "досталось" значительно меньше, чем Путину и "Единой России", и нередко президент предстает в более выгодном свете, чем его предшественник.
 
Так, в выпуске от 26 декабря сталкивались видеофрагменты высказываний Путина и Медведева об оппозиции: Путин во время "прямой линии" с народом поименно обвиняет своих оппонентов Нажать в хищениях и жажде денег и власти; Медведев, в свою очередь, произносит речь о том, что оппозиция имеет право на свое место в политической системе и критикует недостатки ТВ в освещении политической жизни России.
 
Телевизионные критики в целом позитивно встретили появление "Центрального телевидения". Обозреватель "Новой газеты" Слава Тарощина назвала программу Такменева "замечательной".
 
Со своей стороны, телевизионный критик газеты "Коммерсант" Арина Бородина в конце декабря рассказала в беседе с "Радио Свобода", что смотрит эту программу "не только как человек, профессионально пишущий о телевидении, а как зритель, и сильных разочарований за все это время не испытала".
 
Представители оппозиционных сил ожидаемо приветствовали программу.
Активист движения "Солидарность" Илья Яшин написал в своем блоге, что "Центральное телевидение" - это "локальный прорыв информационной блокады на федеральном телевидении", которая "продолжает давать трещины". Он добавил, что шоу напоминает "старое – настоящее – НТВ", которое было расформировано вскоре после прихода Владимира Путина к власти.
 
Наблюдатели отмечают, что пока на трех главных телеканалах России "Центральное телевидение" - чуть ли не единственный пример программы, создатели которой не отличаются самоцензурой.
 
Авторы других передач НТВ, например, "Программы Максимум" и "НТВшники", время от времени поднимают проблемные темы и дают слово "несогласным", однако ни в одной из них не звучит критика Путина или столпов "вертикали" с той же регулярностью и обличительным остроумием, как в программе Такменева.
 
Что же может стоять за подобной "лицензией" на высмеивание национального лидера?
По одной версии, это часть корпоративной стратегии НТВ. В интервью радиостанции "Эхо Москвы" в ноябре прошлого года директор праймового вещания НТВ Николай Картозия сказал, что программа рассчитана на молодую аудиторию, "в целом либерально ориентированную".
 
Такая молодежь, предположительно, представляет демографическую группу образованных людей с довольно высоким уровнем дохода, которые являются ключевой целевой аудиторией рекламодателей. Некоторые послабления в эфирной политике в этом смысле могут помочь привлечь и удержать эту аудиторию.
 
Кроме того, потребление медиапродукта сильно изменилось с распространением интернета в России: изменились ожидания аудитории. Ирония и критика властей - норма для Рунета, и телекомпании, борющиеся за внимание молодой и прогрессивной аудитории, не могут игнорировать это обстоятельство. О том Нажать разрыве, который существует в освещении событий в сети и на телеканалах, в недавнем интервью упоминал и Дмитрий Медведев.
 
Между тем есть и те, кто полагает, что "Центральное телевидение" может играть роль одного из "предохранительных клапанов" в СМИ, появление которых отмечалось со времен прихода Владимира Путина к власти. До последнего времени примерами подобных "клапанов" некоторые политологи называли радиостанцию "Эхо Москвы", принадлежащую "Газпром-Медиа", и информационные программы на РЕН-ТВ, которым владеет "Национальная Медиа Группа", подконтрольная давнему знакомому премьера.
Комментарии (2)
avatar
0
2 Rubberbandman • 01:41, 27 Март 2011
Смешные люди...

Как можно работать на начальника (Газпром = Кремль) и в то же время говорить о нём гадости? biggrin Такого не бывает! smile

avatar
1
1 iq • 20:09, 15 Март 2011
Мне кажется это очередной "клапан" т.е. отдушина для несогласных, а есть ли что то плохое в том, что это "клапан" или реальное проявление свободы слова можно ещё поспорить...
Чтобы добавить комментарий войдите или зарегистрируйтесь