Федеральные телеканалы стремительно теряют зрителя и активно ищут выход из сложившейся ситуации. Редакторы портала tvkinoradio подвели промежуточные итоги телесезона 2016-2017 и пришли к выводу, что зрителю надоели форматы, вот уже несколько лет подряд, считавшиеся основными столпами вечерних эфиров. Каналы вынуждены переходить к смелым экспериментам, чтобы заинтересовать интернет-аудиторию, отвернувшуюся от телеэкранов.


Куда уходит зритель?

Достаточно сравнить свежую недельную сводку Mediascope (исследовательская компания, до 2017 года носила название «TNS Россия) и данные примерно за тот же период прошлого года, чтобы прийти к нехитрому выводу: крупные федеральные телеканалы потихоньку теряют аудиторию. Проще говоря, все меньше народу их смотрит. Выскочившее как черт из табакерки шоу Максима Галкина «Лучше всех!» на Первом канале, конечно, безусловный лидер телесмотрения. Но рейтинг* у выпуска, скажем, за 12 марта этого года составляет всего 7,8%. В 2016-м с таким результатом шоу не поднялось бы в сотне самых популярных программ недели выше четвертого места. 

* Рейтинг: количество зрителей телепрограммы в процентах от общего количества потенциальных телезрителей в стране. Существует также понятие «доля»: это количество зрителей телепрограммы в процентах от общего количества телезрителей, включивших телевизор в данное время. Здесь и далее имеется в виду возрастная группа 4+. 

Принято считать, что зрители, во-первых, перетекают в Интернет, а во-вторых — уходят на маленькие нишевые каналы, количество которых в стране перевалило, страшно сказать, за четыре сотни.

Но есть и другая беда: заканчивается запас прочности у масштабных проектов-кормильцев. Трудно поверить, но сдает позиции даже первоканальный проект «Голос. Дети». Он лидировал несколько лет подряд, а в этот раз (речь о выпуске за 11 марта) набрал жалкие 5,8% рейтинга против прошлогодних 9%. 

Да что говорить, даже такой гуру политических ток-шоу, как Владимир Соловьев, «уже не тот»: его «Воскресный вечер» все чаще оказывается где-нибудь на 35-м месте — а ведь было время, этот проект гордо красовался в первой десятке, вызывая зависть у конкурентов.

 

Что там в сундуках?

Что делают продюсеры, когда земля начинает уходить из-под ног? Запускают новые проекты, конечно, и реанимируют хорошо забытые старые. Так, например, поступил Первый канал, который, достав из небытия и отряхнув от пыли, вернул в эфир шоу «Минута славы». Уж что-что, а развлекательные проекты канал делать умеет — особенно основанные на лицензионном зарубежном формате.

Казалось бы, успех должен был быть гарантирован: ведь отличные цифры у «Минуты...» были в свое время! А поди ж ты. Праймовый проект, что называется, влачит жалкое существование: рейтинг 3,3% и 54-е место в сотне (выпуск от 11 марта) — явно не тот результат, на который рассчитывал генеральный директор Первого Константин Эрнст. Не помог даже старый добрый морально-этический скандал, так кстати разразившийся на проекте. Добрых две недели пресса страны мусолила обстоятельства унижения членами жюри сначала 8-летней девочки, потом взрослого танцора с ограниченными возможностями здоровья, но росту популярности шоу это никак не способствовало. 

Почему провалилась «Минута славы»? Публика больше не хочет удивляться талантам? Или ее удивляют как-то не так?  Ответы на эти вопросы вот так сразу не найти, так что продюсерам не позавидуешь.

С другой стороны, перезапущенный «Прожекторперисхилтон» держится огурцом. По итогам двух выпусков он уверенно обгоняет КВН и даже «Вечернего Урганта». Да что там, это шоу посмотрело столько же людей, сколько сериал «Мурка» на том же Первом канале. А ведь это «поздневечерняя» программа.

 

Атака клонов

В силу напряженной геополитической обстановки политические ток-шоу переживают расцвет, причем много лет удача тут сопутствует прежде всего «России 1». На канале в этом жанре царствует уже упомянутый Владимир Соловьев, однако это не помешало в прошлом году запустить еще и дневное ток-шоу «60 минут», которое ведут супруги Евгений Попов и Ольга Скабеева.  

Программа оказалась настолько успешной, что началась «атака клонов»: Первый запустил проект «Первая студия», по сути аналогичный ток-шоу «60 минут». Две программы идут примерно в одно время, говорят там об одном и том же. Но, увы, «Первой студии» повторить успех «60 минут» пока не удалось. А ведь все вроде сделали правильно: темы, гости, дизайн студии, харизматичный ведущий. Но зритель все равно нос воротит. 

Вероятно, только потому, что еще одна точно такая же программа, да еще в то же время, зрителю просто не нужна. Странно, что такая простая мысль не пришла в голову авторам «Первой студии». 

Зато «России 1» который год не удается раскрутить «Прямой эфир». Вроде и популярное ток-шоу, а приблизиться по рейтингу к королю жанра — «Пусть говорят» Андрея Малахова — никак не удается. Такова судьба клонов, видимо («Прямой эфир» делает бывший продюсер «Пусть говорят» Наталья Никонова).

 

Война сериалов

С политическим вещанием Первому всегда как-то не очень везло. Обиднее, когда третий месяц года на исходе, а канал проигрывает еще и сериальную битву. Пока канал с завидным упорством крутил в праймтайм мелодрамы самого низкого пошиба (одна 60-серийная «Гречанка» чего стоит), на «Россия 1» успели показать исторический сериал «Екатерина. Взлет», который имел феноменальный успех (рейтинг около 7% —  почти как у «Лучше всех!»). 

Теперь у Первого вся надежда на залежавшийся козырь: давно обещанный сериал «Мата Хари». Проект для нашего ТВ крайне нехарактерный. Во-первых, он очень дорогой (поговаривали о $1 млн за серию), в нем снимаются зарубежные звезды, и он уже продан в 30 стран мира. Но кабы не случился тут конфуз: не окажется ли драматическая история знаменитой шпионки и танцовщицы слишком сложной для аудитории, основательно отутюженной той же «Гречанкой»? Зацепит ли зрителя, привыкшего к незамысловатым мелодрамам про соотечественниц, судьба какой-то там иностранки? Ситуация интересная и непростая. 

 

Кто тут третий?!

Первый канал, осторожно, но неутомимо экспериментирующий с новыми форматами и жанрами, борющийся против всего косного, неустанно воспитывающий нового зрителя ночными интеллектуальными эфирами, уступает своему злейшему конкуренту по среднесуточной доле телесмотрения. Даром что занимает шесть-семь мест в десятке самых популярных программ.

Но по среднесуточной доле, повторюсь, которую неделю победу с отрывом в несколько процентов празднует «Россия 1». Та самая «Россия 1», которую принято винить в консерватизме и даже ретроградстве (и вообще там до сих пор Петросян). 

Одна из версий происходящего: возможно, в битву титанов вмешался третий игрок. НТВ! Пережив непростой «ментовский период», зеленая кнопка обзавелась новым менеджментом, серией новых развлекательных проектов и колоссальным рекламным бюджетом. «Неплохо зашли», как говорят телевизионщики, детское вокальное шоу «Ты супер!», проект «Секрет на миллион», новые сериалы. Среднесуточная доля НТВ за неделю 06.03-12.03.17 составила 9,9%. В то время как у Первого — 11.3%, у «России 1» — 13.3%. А год назад у НТВ было всего 6,8%. 

Другого зрителя у них нет. А значит, они за нас еще поборются.

Комментарии (1)
avatar
5
1 mishanushka • 02:09, 21 Март 2017
Первый сливается. Ведущие "60 минут" гораздо интереснее их аналога, да и вообще программа актуальнее и выходит в более удобное время
Чтобы добавить комментарий войдите или зарегистрируйтесь