В 2011 году на российском телевидении произошло то, чего многие так долго ждали: негласная цензура дала трещину благодаря «рассерженным горожанам», вышедшим митинговать на столичные улицы. Новости федеральных телеканалов теперь показывают многотысячные акции протеста и главных оппозиционеров на своих «первых полосах».

За год преобразились нишевые телеканалы, руководство которых с каждым годом всё лучше понимает, чего от них хочет зритель. Растёт качество развлекательных программ и сериалов. К концу 2011 года уже вроде и не возникает вопрос, проиграет ли телевидение в битве с интернетом.

Познер спрашивает разрешение показать оппозицию

В начале года Владимир Познер поделился мнением, что благодаря президенту Медведеву на телевидении стало свободнее: «стало возможно некоторые вещи говорить и приглашать тех, о ком и думать полтора-два года назад было нельзя». Так, например, гостем одной из программ стал первый президент СССР Михаил Горбачев.

В феврале во время визита Владимира Путина на Первый канал, Познер поинтересовался у премьера: «Можно ли пригласить в эфир оппозиционеров?», на что Путин ответил: «Конечно, можно». Однако никого из противников власти в эфире программы «Познер» так и не появилось, если не считать «системную оппозицию» — Михаила Прохорова, Геннадия Зюганова, Владимира Жириновского и Сергея Миронова.

Телецензура стала бессмысленной

2011-ый — год удара по «цензуре» на российском телевидении, во многом — благодаря интернету. Так, например, о случившемся теракте в московском аэропорту Домодедово, стало известно из Твиттера. Через полчаса на новость отреагировал телеканал «Дождь», по федеральному ТВ в этот момент шли сериалы и ток-шоу. «Зомбоящик» сообщил о теракте не раньше чем через два-три часа.

Замолчать какое-либо событие уже не получится: слишком много россиян подключены к интернету и желающие могут получить любую информацию в сети. Однако основным источником информации для «большой страны» по-прежнему остаётся телевизор, который «относится к своей аудитории как к предынфарктному старику... которого ни в коем случае нельзя волновать».

РЕН ТВ показал Немцова и Навального

Несмотря на «черные списки» и негласные запреты, к концу года «внесистемная оппозиция» пробилась на федеральное телевидение. Сопредседатель движения «Солидарность» и «Партии народной свободы», которую отказались регистрировать перед выборами в Госдуму, появился в эфире программы «Что происходит?» с Маргаритой Симоньян.

Позже в программе «Неделя с Марианной Максимовской» появился блогер-антикоррупционер и создатель сайта «РосПил» Алексей Навальный, который до этого только в интернете открыто противился Путину и называл «Единую Россию» — «партией жуликов и воров». Невиданное доселе событие, которое, впрочем прошло незамеченным.

Гражданская журналистика

Неповоротливые и подконтрольные государству СМИ (речь не только о телевидении) заставляют действовать активных граждан. Рождается «гражданская журналистика», вероятно, один из столпов гражданского общества. Если раньше было принято просто излагать мысли о чём-либо в своём блоге, то теперь — актуально «твитить» или «постить» из эпицентра событий.

Одним из первых гражданских журналистов стал блогер Илья Варламов, рассказывавший о выступлениях националистов на Манежной площади. Позже Варламов создаст информационное агенство «Ридус», чтобы поставить народные репортажи «на поток».

Ещё одним проявлением «новой журналистики» стала Ксения Собчак, которая теперь ассоциируется не с «Домом-2», а со скандальной видеозаписью, на которой основатель движений «Наши» и глава «Росмолодёжи» Василий Якеменко ужинает в одном из самых дорогих ресторанов Москвы. Связи Якеменко позволили убрать любые упоминания о Собчак на телевидении практически до конца года.

Чёрные списки

Ходившие ранее слухи о списке персон, которым запрещено появляться на федеральных телеканалах и которых запрещено даже упоминать, подтверждаются. Сначала об этом говорит Владимир Познер, который, очевидно, так и не получил разрешение пригласить к себе оппозиционеров, позже — журналист Сергей Минаев, ведущий дискуссионного шоу «Честный понедельник» на НТВ. Последний открыто заявил: «да, чёрные списки есть!».

В такие списки за год успела попасть Анастасия Волочкова, со скандалом покинувшая «Единую Россию», назвав её «еб**ей партией». С опозданием на месяц выходит ток-шоу «Пусть говорят», посвящённое дню рождения Анастасии, и программа «НТВшники», в которой Волочкова высмеивает предлагаемый протоиереем Чаплиным церковный дресс-код.

О черных списках сотрудники федеральных каналов и известных газет анонимно рассказали  журналисту OpenSpace. В опалу могут попасть все, кто критикует власть, партию власти, тандем и «тандемократию».

«Центральное телевидение» против Путина

О том, что передача «Центральное телевидение» с Вадимом Такменёвым (НТВ) «противостоит негласному запрету на критику власти», в уходящем 2011 году сообщило BBC. Первые выпуски воскресной телепрограммы вышли в 2010 году, под Новый год, а в 2011-м «ЦТ» получила своего зрителя и большую популярность. Многие сюжеты программы так и не выходят в эфир, в особенности — материалы о Владимире Путине и «Единой России».

Несмотря на откровенную цензуру, в эфир проходят иронические сюжеты о путешествии Путина на жёлтой «Калине» или об амфорах, которые премьер нашёл на дне моря. Также в эфире было зачитано интервью, которое журналист НТВ взял у Михаила Ходорковского, давнего оппонента Путина.

Поручение президента Медведева, данное главам федеральных каналов в канун 2011 года — «ликвидировать разрыв между телевидением и интернетом», — «ЦТ» выполнило на отлично. Кроме иронических сюжетов о тандеме, без которых не обходится ни один выпуск, в студии программы побывали люди, получившие славу в интернете: например, вологодский милиционер Виктор Гончаренко — герой ролика «Язь».

Эфирные казусы: Малышева, Лиманова, Губерниев

В минувшем году произошли события, которые кого-то заставили посмеяться, а кого-то — серьёзно задуматься о проблемах этики на современном ТВ.

Первой оскандалилась Елена Малышева, ведущая программы «Жить здорово» (Первый канал). В одном из эпизодов программы она попросила женщину подняться на сцену и отрезала ей длинный ворот свитера ножницами, продемонстрировав тем самым процедуру обрезания. Как позже выяснилось, женщина была статистом, а свитер реквизитом.

Чуть ли не скандалом года стало «неспортивное поведение» Дмитрия Губерниева. Во время перерыва в телетрансляции комментатор позволил себе критические замечания в адрес футболиста Малафеева и событий вокруг убийства русского парня кавказцем, забыв, что трансляция в интернете ведётся без рекламной паузы. В итоге запись стала достоянием общественности. Серьёзного наказания комментатор так и не понёс.

Ещё один курьёз, связанный с прямым эфиром, произошёл на РЕН ТВ. Ведущая Татьяна Лиманова после текста о встрече президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы внезапно показала на камеру средний палец. Видео увидели не только в России, но и в США, где оно вызвало неоднозначную реакцию. Руководство канала приняло решение Лиманову уволить. Ведущая в свою очередь пояснила, что «таким образом попросила режиссёра приподнять текст на суфлёре».

20 лет ВГТРК

В начале года 20 лет исполнилось ВГТРК. По этому случаю в гости к гендиректору огромного холдинга приехал президент Дмитрий Медведев. Добродеев отчитался перед главой государства о том, чего удалось достичь и рассказал о «блестящих перспективах» на будущее, а заодно — и перед телезрителями-налогоплательщиками, что деньги пошли на благое дело. Между тем, по подсчётам, годового финансирования государственных СМИ достаточно, чтобы целый год содержать три крупных области в России.

В 2011 году к многочисленным каналам государственного холдинга прибавился «Наука 2.0», который призван стать аналогом Discovery Channel. По началу показывают старую документалистику и только к концу года канал начинает производить новый контент.

Массовый ребрендинг

2011-ый — ещё и год ребрендингов. До этого новое и непривычное слово почти не применялось к телевидению. В 2010 году холдинг ВГТРК привёл к единому стилю логотипы всех своих телеканалов и радиостанций. В этом году сменой образа озаботились малые каналы, пытаясь поднять среднюю долю по стране выше 2-3-5%.

Сначала канал «7ТВ» стал «Семёркой», сменив спортивную тематику на сериальную, чтобы в конце года стать детским каналом Disney. ТВ-3 также сменил логотип и слоган — «первый мистический» стал «оптимистичным», а позже — «удивительным». При этом концепция и программное наполнение меняются не сильно.

Регулярно меняется оформление и слоган канала РЕН ТВ (он же РЕН и Ren-TV), которым только что завладела «Национальная Медиа Группа». В руководство приходят люди с НТВ, и канал всё чаще начинает копировать «четвёртую кнопку». На «Пятом» тоже изменения: новоиспеченный федеральный телеканал также стал собственностью НМГ.

Смена руководства на РЕН ТВ и Пятом сопровождается скандалами: например, не был продлён контракт со Светланой Сорокиной, а работники Рен-ТВ заявили, что на их канале «больше нет новостей». Однако усиления цензуры на обоих каналах так не произошло, по-прежнему в эфире вечерних новостей Михаил Осокин, по субботам выходит «Неделя с Марианной Максимовской», а питерская «Открытая студия» даже увеличила время в эфире.

Собянин построил медиа-империю

По лекалам верховной власти обрастает собственными средствами массовой информации новый мэр Москвы Сергей Собянин. Сразу после «отрешения» Юрия Лужкова он покупает московский канал «Столица», который при помощи ВГТРК преобразуется в «Москву-24».

Новый телеканал призван сообщать обо всех улучшениях, которые насаждает новая городская власть. Эфирная сетка «Москвы-24» очень похожа на сетку другого информационного канала — «Россия-24». Новый телеканал каждые 30 минут сообщает новости, рассказывает, куда сходить в выходные и показывает пробки посредством Яндекса.

«Перец» вместо ДТВ

Один из самых ярких ребрендингов года прошёл на канале ДТВ. Главный идеолог смены концепции — Дмитрий Троицкий, работавший ранее на СТС и ТНТ. Он выдвигает в качестве основной цели достижение средней доли по стране в 5%.

Запуск «Перца» сопровождается запретом и срыванием рекламных плакатов с надписью «П...Ц» (вместо точек нарисован перец), что само по себе тоже неплохая реклама.

Основные лица нового канала — Дмитрий Нагиев, Михаил Пореченков, Богдан Титомир и Максим Голополосов (Макс +100500) — поднимают долю с 1.7% в начале года, до 2% с небольшим к концу года. Основу канала к концу года составляют «прикольные видео из интернета», сгруппированные по нескольким тематическим передачам.


Из интернета в телевизор — вот это прикол!

В 2011 году в России окончательно прижилась культура видеоблогинга, одним из главных лиц которой стал Максим Голополосов. Однажды он решил записать свои комментарии к смешным видео роликам в интернете и выложить их на YouTube. Копирование стилистики американца Рэя Уильяма Джонсона принесло плоды — вскоре обзоры «смешного и до**я просматриваемого видео в интернете» стали крайне популярны.

К середине года обзоры «+100500» постоянно находятся в топе YouTube, а к концу года «+100500» выходит ещё и в телеформате, хронометражом уже не ~10, а ~20 минут.

В 2011 году сама фраза «смешное видео из интернета» не чужда уже не для кого. Даже в программе «Пусть говорят» (Первый канал), зрители которой — в основном пенсионерки и домохозяйки, периодически показывают видеоприколы из интернета.

Актуальный LIVE

Интернет-бомбой 2011-го года стало шоу «Минаев Live». Журналист и писатель Сергей Минаев приглашает к себе в студию на «Красном Октябре» гостей, которые зачастую очень интересны самой разной аудитории. Наиболее яркими гостями стали Владимир Жириновский, Петя Листерман, Никита Джигурда и Гарик Харламов. Также в студии успели побывать Тигран Кеосаян, Макс +100500, Сергей Доренко, Максим Шевченко, Александр Любимов, Александр Невзоров, Антон Красовский с Михаилом Тукмачёвым и Ксения Собчак.

Разговор зачастую затягивается и по хронометражу можно судить об интересности гостя как ведущему так и зрителям — самые успешные выпуски собирают около 70 000 зрителей и длятся полтора часа и более.

Для раскрутки проекта Сергей Минаев записал вирусное видео, в центре которого самая обсуждаемая вещь начала и середины 2011 — автомобильная мигалка. Гостем первого выпуска «Минаев Live» стал Никита Михалков, чья мигалка являлась довольно сильным раздражителем для интернет-сообщества. За год эфира у программы вырос довольно большой видеоархив.

Медведев зафолловил и расфолловил «Дождь»

В первый день рождения телеканала «Дождь», который смотрят в основном в интернете, приехал президент Дмитрий Медведев. Инициатива приезда, похоже исходила «сверху», а «низы» похоже были не против, ведь визит президента — это привлечение большого внимания к каналу, а значит и денег.

Генеральный директор «Дождя» Наталья Синдеева провела президента по студии и показала оснащение, после этого Медведев ответил на вопросы ведущих канала в прямом эфире. Позже Синдееву раскритиковали, дескать вопросы были недостаточно острыми, но отношение к каналу испортилось ещё до визита президента, из эфира убрали выпуск проекта «Поэт и гражданин», в котором присутствовала жёсткая критика Путина и Медведева.

Под конец поездки Медведев «зафоловил» «Дождь» в своём твиттере, однако после того, как в конце года независимый канал активно освещал митинги в Москве, президент канал «расфоловил». Тут нельзя не сравнить действующего президента с предшествующим, который каналы просто закрывал.

Покинувшие нас легенды телевидения

13 марта — Виталий Вульф (1930–2011), искусствовед, театровед, киновед, ведущий программы «Серебряный шар», радиоведущий.

21 мая — Лев Николаев (1937–2011), культуролог, телевизионный обозреватель, ведущий программы «Очевидное-невероятное».

5 июня — Юлия Белянчикова (1940–2011), ведущая программы «Здоровье» на Центральном телевидении.


Всё телевидение принадлежит Путину

Приход Путина к власти в 2000-м году положил конец независимому телевидению, по крайней мере от государства. Тогда всё более крепшая вертикаль требовала ещё больше покорности, в том числе и от СМИ. Все «несогласные» медиа-магнаты получили «дубиной по голове», продали свои активы государству, переехав за рубеж, или сделались лояльными.

За 11 лет почти всё федеральное телевидение перешло под контроль государства или близких друзей Владимира Путина. Для того чтобы зачистить информационное поле и обезопасить себя от «неправильной» информации, Путин и те, кому он безгранично доверяет, совершили ряд покупок, дабы проконтролировать информационные потоки в период выборов в Государственную думу.

Так к концу 2011 года государству принадлежит холдинг ВГТРК (Россия-1, Россия-2, Россия-24, Россия-К, Наука 2.0 и др + 89 региональных каналов) и 51% акций «Первого канала».

Сросшемуся с государством Газпрому принадлежат телекомпания НТВ, НТВ+ и канал ТНТ, а с недавнего времени и основной производитель контента для последнего — Comedy Club production.

Хорошему другу Владимира Путина Юрию Ковальчуку с 2011 года принадлежит «Пятый канал», 56% РЕН ТВ, 24% «Первого канала», 25% СТС, 25% канала «Домашний» и 25% канала «Перец», а так же доля в LifeNews Арама Габрелянова.


НТВ — сурковская пропаганда

За последние годы канал НТВ прославился своими «телекиллерами». Забытый формат, некогда используемый Сергеем Доренко, вспомнили, когда решили пощекотать нервы бессменного президента Белоруссии Александра Лукашенко, показав многосерийную сагу «Крёстный батька».

Второй жертвой стал мэр Москвы Юрий Лужков, которого в 2010 году президент Медведев «отстранил от власти в связи с утратой доверия». Отставка последовала через несколько дней после трансляции фильма «Дело в кепке», всё на том же НТВ.

НТВ также «мочило» губернаторов Рахимова и Чиркунова. Ходили слухи, что команду делать фильм о том или ином человеке давал первый заместитель главы администрации президента Владислав Сурков.

Перед выборами в Государственную думу вышло сразу два фильма. Первый был посвящён партии «Правое дело», а именно — Евгению Ройзману, которого пригласил пока ещё не смещённый с поста лидера партии Михаил Прохоров. Фильм «Неправое дело» особо сильно давил на «криминальное прошлое» Ройзмана.

Во время съёмок второго фильма «Голос ниоткуда» о некоммерческой организации, отслеживающей нарушения на выборах, произошёл скандал, который оказался записанным на видео и в последствии набрал более полумиллиона просмотров на YouTube. На видео ворвавшийся в офис ассоциации «Голос» журналист НТВ пытается взять интервью у любого сотрудника. Почуявший неладное заместитель исполнительного директора Григорий Мельконьянц начал записывать происходящее на телефон и без конца повторять: «вы сурковская пропаганда, НТВ — сурковская пропаганда».

«Голос ниоткуда» в эфир НТВ всё-таки вышел. Фильм компрометирует работу «Голоса»: дескать, работает ассоциация на гранты из США, чтобы подорвать стабильность в России.

Не вышло в эфир

В 2011 руководителям российских каналов всё чаще приходится снимать те или иные программы с эфира. В отличие от 2010 года, это свидетельствует лишь о том, что журналисты больше не хотят молчать.

Первой жертвой стала Анастасия Волочкова, которую внесли в черные списки после её скандального выхода из «Единой России». Передачи с её участием всё-таки показали, но гораздо позже запланированной даты. Через полтора месяца после запрета вышли «НТВшники» и программа «Пусть говорят», полностью посвящённая Волочковой.

Ещё одна особа, попавшая в стоп-листы, — Ксения Собчак. Одновременно с появлением видео о главе «Росмолодёжи» Василии Якеменко не вышла в эфир программа «Нереальная политика», в которой и обсуждалась скандальная запись. Затем не вышел ещё один выпуск той же программы — о скандальном приезде Медведева на журфак МГУ (официально сообщалось, что президент встретится со студентами, но вместо этого в качестве массовки, согнали активистов движений «Наши» и «Молодая гвардия»). Ведущий «Нереальной политики» Андрей Колесников принял решение закрыть передачу, а его соведущая Тина Канделаки выложила «запрещённые» видео у себя в ЖЖ.

Программа «Центральное телевидение» чаще остальных подвергалась цензуре. Обычно на «Орбиту» Дальнего Востока выпуск «ЦТ» выходит целиком, а до Москвы доходит уже цензурированным. Подобное происходит чуть ли не с каждым выпуском: так, например, в эфир не было пропущено интервью, взятое у сокамерника Михаила Ходорковского и ещё один громкий сюжет — о пытках, которые, оказывается, возможны при попустительстве чеченских милиционеров. От ещё одной передачи НТВ, «Последнее слово», в которой обсуждалось убийство русского парня кавказцем, в эфире остался один лишь анонс.

После выборов 4 декабря был вырезан большой кусок из «проблемного» «Центрального телевидения». На НТВ планировали весь выпуск посвятить фальсификациям, нарушениям и задержаниям на выборах, однако 50% программы было вырезано, и остался лишь один 20-тиминутный сюжет.

После митингов «за честные выборы», масштаб которых поразил всех кроме премьера Путина, цензура активизировалась ещё сильнее, под нож пошли передачи целиком. Не вышел в эфир выпуск «Профессии — репортёр», в котором освещалась ситуация вокруг вспыхнувшего протеста. Не показали и очередной выпуск «Последнего слова», полностью посвящённый акциям протеста. Гостями в студии были представители «Солидарности», «Левого фронта» и партии «Справедливая Россия». Передача не появилась даже в интернете.

Выборы были честными, инфа 146%

Особое напряжение в медиа среде ощущалось до выборов, во время и после. В 2011 году впервые применили новое средство против оппозиционных СМИ — DDoS-атака, ещё до выборов падали многие сайты, в том числе блог-платформа ЖивойЖурнал. В день голосования не выдержали DDoS-атаки и рухнули сайты радиостанции «Эхо Москвы», газеты «Коммерсантъ», журнала «Большой город», «Сноб.ру» и другие. Некоторые СМИ начали информировать своих читателей через twitter и facebook.

Политические дебаты, для которых в этом году, кажется, выделили больше времени, позволили гражданам России определиться с выбором, правда трансляция подсчёта голосов, которая шла по «России-24» озадачила зрителей. На распространившихся в интернете кадрах с трансляции видны результаты партий с подписью «по данным ЦИК». Данные эти были не вполне понятны, если сложить результаты всех партий получится 146%. Данный факт кого-то позабавил, а кого-то сильно разозлил, в интернете моментально появился новый мем: «инфа 146%».

После 4 декабря недовольные выборами тысячами повалили на улицы. В Москве начались акции протеста, которые по традиции жёстко разгонялись ОМОНом. Санкционированная акция на Чистых прудах в Москве также закончилась разгоном и арестом оппозиционеров Навального и Яшина. О народных недовольствах федеральные телеканалы как всегда молчали.

10 декабря состоялась самая массовая за 20 лет акция протеста. Санкционированный митинг на Болотной площади прошёл очень организованно и мирно, на улицу вышли, по данным организаторов, около 150, по данным ГУВД, 25 тысяч (очевидно, правда где-то посередине).

Федеральные телеканалы неохотно, но принялись освещать событие, как потом скажут скептики, сделали они это по команде властей. А к 24 декабря, когда второй раз те-же люди вышли на Проспект Сахарова уже все каналы активно освещали митинг, выдавая его на «первых полосах» информационных выпусков новостей, уделяя событию не меньше 8-ми минут.

Журналисты и телеведущие принимали активное участие в митингах 10 и 24 декабря. Леонид Парфёнов назвал телевидение «похабенью с бадминтоном и амфорами» и сформулировал, что «лимит на революцию в России исчерпан, но и лимит на застой тоже», а Михаил Шац и Татьяна Лазарева призвали «жить так, чтобы не было стыдно перед своими детьми и внуками». Освистанная на митинге 24 декабря Ксения Собчак призвала «бороться не за власть, а за контроль».

Итогом народных выступлений стали заявления президента Медведева о реформе политической системы, теперь будут упрощены процедуры регистрации новых партий и кандидатов в президенты. Медведев также пообещал вернуть выборы губернаторов, не смотря на своё заявление годичной давности, что «в России не будет выборов губернаторов ещё 100 лет».

Остаётся только верить...

В уходящем году появились новые каналы — «Коммерсант ТВ», «Москва 24», «Наука 2.0», даже сайт Look At Me обзавёлся своим интернет телевидением. В будущем году ожидается запуск «первого по сенсациям» LifeNews и «общественного телевидения». Всё больше телезрителей сможет найти близкий себе телепродукт.

Неспокойное завершение 2011 года с его выборами в Госдуму обещает плавно перейти в неспокойное начало 2012 года — с выборами президента и продолжением протестных акций.

Словно заигрывая с оппозиционно настроенными гражданами, Дмитрий Медведев в новогоднем обращении призвал «верить в себя, чтобы добиться успеха». Слова, прозвучавшие в последние секунды 2011-го года с экранов всех телевизоров страны, определят тон общения власти с оппозицией в 2012-м: троллинг как способ ведения информационной борьбы.

Комментарии (2)
avatar
1
1 Niko • 14:20, 31 Декабрь 2012
+100500 появился в Интернете еще в 2010-м, не в 2011.
avatar
1
2 ritv • 15:38, 31 Декабрь 2012
В Декабре 2010 т.е практически в 2011 году
Чтобы добавить комментарий войдите или зарегистрируйтесь