Для тех, кто сегодня определяет телевизионный процесс на основных каналах и оказывает на него влияние, обозреватель «Коммерсанта» Арина Бородина сформулировала три вопроса по итогам телесезона 2004/05 года: успехи телесезона, его неудачи, а также планы и тенденции.


Константин Эрнст, гендиректор «Первого канала»

Успехи. К безусловным удачам сезона отношу наш качественный сериальный показ начиная с абсолютного чемпиона сезона по рейтингам «Диверсанта», а также сериалы «Московская сага», «Дети Арбата», «72 метра», «Близнецы», «Брежнев», «Хиромант», «Гибель империи». Без ложной скромности скажу, что никто не смог нам противопоставить более качественный отечественный и зарубежный премьерный кинопоказ, как мейнстримовский, так и арт-хаусный. Считаю успешной трансформацию «Большой стирки» в «Пять вечеров» с Андреем Малаховым, а также изменения в новостях, которые начали происходить в связи с приходом Кирилла Клейменова. Интересные документальные проекты в нашей классической линейке документалистики, а также в «Новом дне». К удачам отношу «Фабрику звезд» Аллы Пугачевой, «Последний герой. Суперигра». «Жди меня» — не только как многолетний рейтинговый хит, но и фактически национальная служба поиска пропавших людей. Из удач коллег хотелось бы отметить сдвоенную линейку «колбас» — «Кармелиту» и «Исцеление любовью» на канале «Россия», что, безусловно, создало нам проблемы в этой зоне прайма. Эфирный драйв программы «К барьеру!» Владимира Соловьева на НТВ. Опыт первого по-настоящему успешного ситкома — «Моя прекрасная няня» на СТС. Феноменальный успех комедийного сериала «Солдаты» на Ren-TV и по-прежнему блестящая маркетинговая стратегия Романа Петренко на ТНТ.

Неудачи. Последние пару месяцев вряд ли можно отнести к нашим достижениям. Но сезон — штука длинная, и победитель здесь не тот, кто лучше его заканчивает, а тот, кто сильно играет на всем его протяжении. К тому же при существующей системе медиаизмерений все настолько относительно, что я невольно вспоминаю свою любимую фразу из Станислава Ежи Леца: «В действительности все не так, как на самом деле». Хотя встряски, безусловно, благотворны для телевизионных продюсеров и не дают им застыть в монументальных позах.

Планы и тенденции. Я надеюсь, что в следующем сезоне каналы попробуют изменить главную негативную тенденцию прошедшего — похожесть друг на друга. Мы будем делать ставку на новое телевидение, новое качество своего сериального продукта, новые лица, новые форматы. А что до конкретики — ждать осталось недолго.


Антон Златопольский, гендиректор канала «Россия»

Успехи. Главная удача: впервые в истории российского да и советского периода канал, транслируемый на «второй кнопке», канал «Россия», стал лидером в апреле и лидирует уже по итогам первой половины 2005 года. Среди проектов — сериал «Штрафбат» и весь цикл военных сериалов: «Курсанты», «Эшелон», «Караван PQ-17», «Красная капелла». Документальная трилогия Сергея Мирошниченко «Русский крест» с Георгием Жженовым, интервью Александра Солженицына телеканалу «Россия», продолжение цикла «Исторические хроники с Николаем Сванидзе» и вся документальная линейка этого сезона в целом. Развитие проекта «Вести-регион» и как результат — лидерство таких программ, как «Вести-Москва», «Вести-Санкт-Петербург», «Вести-Урал», в своих регионах. Основные удачи у коллег: на «Первом» линейка качественных исторических сериалов. НТВ восстанавливает свою изначальную аудиторию с помощью таких успешных проектов, как «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» и «Максимум» с Глебом Пьяных. СТС в этом сезоне рискнул в жанре ситкома и выиграл с помощью «Няни», что может способствовать закреплению этой тенденции на других каналах. Ren-TV создал сильный брэнд «Солдаты», а ТНТ — абсолютный лидер реалити-шоу.

Неудачи. Низкий зрительский интерес к сериалу «Красная капелла». Мы рассчитывали на большее. Резкое снижение показателей всех традиционных дневных ток-шоу на канале, прежде всего программы «Что хочет женщина». Падение зрительского интереса к американской и иной зарубежной кинопродукции и недостаток премьерного российского кино.

Планы и тенденции. Основная телевизионная неполитическая тенденция — стабильность как сетки вещания, так и аудитории основных телеканалов. Конкуренция, как и в этом году, будет развиваться в плоскости качества предлагаемых программ. Из наиболее заметных праймовых проектов на канале «Россия» в следующем сезоне мы планируем показать премьеру многосерийного фильма Владимира Бортко «Мастер и Маргарита», а также кинематографическую работу Глеба Панфилова по сценарию Александра Солженицына «В круге первом».


Владимир Кулистиков, генеральный директор НТВ

Успехи. Главный результат сезона для НТВ в том, что удалось остановить падение зрительского интереса к каналу, которое наблюдалось в предыдущем сезоне. Радует, что рост аудитории, пусть незначительный, был достигнут не только за счет сериалов, но и благодаря удачным проектам: субботу и воскресенье удачно «держат» запущенные в этом сезоне форматы «Программа Максимум» с Глебом Пьяных и «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». К удачам сезона отношу подготовку «Первого» и «России» к празднованию 60-летия Победы. Безусловными событиями стали сериал «Штрафбат» (»Россия») и торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы, транслировавшиеся на «Первом канале».

Неудачи. Самым большим разочарованием сезона были два сериала — «Человек войны» и «Под небом Вероны». Печально, что маститые творцы разминулись со зрителем. Но это неудачи тактические. Более серьезен провал всех наших попыток создать что-то способное заменить сериалы. Я имею в виду те умные развлечения, которые помогли бы каналу привлекать зрителя в выходные и в праздники. Здесь мы не продвинулись ни на шаг.

Планы и тенденции. Приоритет такой — меньше ошибок в людях и проектах. Хотелось бы продолжить список сделанных на канале программ, которые смогут обрести зрителя. Думаю еще хотя бы о паре проектов, которые смогли бы повторить или даже превзойти результаты Пьяных и Соловьева. Очень надеюсь на линейку интеллектуальных сериалов, которую в сентябре откроет «Дело о мертвых душах» Павла Лунгина, а продолжат «Казус Кукоцкого» по книге Людмилы Улицкой и «Доктор Живаго».


Александр Роднянский, генеральный директор телеканала СТС

Успехи. Аудитория, которую мы полагаем для себя целевой,— это все зрители младше 55 лет. В этой аудитории в нынешнем сезоне мы чрезвычайно преуспели и хотим удерживать ее и дальше, чтобы быть успешными в том числе и по бизнес-показателям. К бесспорным удачам сезона относятся три проекта, которые в наиболее адекватной форме воплощают идею мира, выстраиваемого на СТС,— оптимистичного, семейного, веселого и ироничного. Прежде всего это «Моя прекрасная няня» — первый по-настоящему успешный отечественный ситком, по сути, открытие жанра. Полагаю, что этот формат был небесполезным в сезоне для всего отечественного телевидения. Второй проект — «Снимите это немедленно!» — это жанр, который мы называем «программы — образы жизни». В нем утверждается возможность для каждого отдельного человека, в данном случае для женщины, изменить себя и свою жизнь в лучшую сторону. Это очень успешный проект, равно как и замечательное ток-шоу «Жизнь прекрасна!». Здесь сошлись и традиции отечественного телевидения в целом, и атрибуты, необходимые для СТС: живо, раскованно, респектабельно. На мой взгляд, получилась вполне серьезная программа, не всегда веселая, но, бесспорно, утверждающая простейшую истину, сформулированную в названии.

Неудачи. Среди неудач для меня лично — попытка повторить успех нашего необычайно популярного телевизионного романа «Бедная Настя». Войти снова в ту же реку оказалось невозможно. Как следствие — не получилось у СТС с сериалом «Грехи отцов» и, в меньшей степени, во всяком случае ниже ожиданий, с «Талисманом любви». Это лишний раз свидетельствует, что мы не можем надеяться, что даже открытые нами жанры будут успешны всегда.

Планы и тенденции. Чтобы привлечь внимание значительной части аудитории, нужно предлагать что-то кардинально отличающееся от продукта, предлагаемого большинством конкурентов. С одной стороны, мы, конечно же, понимаем, что «Аншлаги» и «Кривые зеркала» очень успешны, но, с другой стороны, попытаемся все-таки что-то сделать на основе появившегося у нас и успешно себя проявившего в качестве спецпроекта цикла «Хорошие шутки». Это одновременно ироничное и вполне содержательное шоу, в котором будут участвовать самые разнообразные и хорошо известные всем люди. И, конечно, в новом сезоне будем развивать жанр драматического сериала, попытаемся найти тот угол зрения, который характерен для СТС в целом. Нужно не только заставить людей сострадать и плакать, нужно уметь создавать оптимистическое пространство.


Дмитрий Лесневский, гендиректор телеканала Ren-TV

Успехи. Самый успешный проект канала Ren-TV — сериал «Солдаты», сделанный в невостребованном до того жанре лирической комедии-драмы. Вместе с тем «Солдаты» в непривычной форме разработали непривычную тему. Судя по цифрам (25% аудитории в прайм-тайм по Москве), зрителям такой взгляд на армию нравится. С другой стороны, сериал нашего канала «Боец» выделился на фоне конкурентов как яркий пример броской и профессионально исполненной реализации в рамках жанра «экшн». Яркое событие сезона — показ «Моей прекрасной няни» на СТС. Это мощное продвижение жанра ситком на базе заимствованного формата. Помимо этого, сериалы «Штрафбат» на канале «Россия» и «Диверсант» на «Первом канале».

Неудачи. Запущенный в рамках эксперимента телеканал «УтRENник» не найдет себе место в сетке нового сезона, по крайней мере в прежнем виде. Фильм о Ходорковском на НТВ в рамках цикла «Чистосердечное признание» на НТВ.

Планы и тенденции. Ставки на оригинальный продукт как в игровых сериалах, так и в программах. Востребованы будут программы самобытные и альтернативные по отношению к проектам других каналов. Стоит ждать отказа от голливудского кино в пользу трех линеек оригинальных сериалов в прайм-тайм.


Роман Петренко, гендиректор телеканала ТНТ

Успехи. Крайне необычная модель сетки вещания ТНТ, в которой основную долю прайм-тайма занимают не сериалы, как на большинстве каналов, а реалити-шоу, вопреки прогнозам скептиков доказала свою жизнеспособность: доля ТНТ третий год растет. Как ни странно, и в этом сезоне самая большая программная удача ТНТ — это опять реалити-шоу «Дом-2». Этот телепроект продолжает набирать рейтинги. Сейчас «Дом-2» входит в первую тройку самых рейтинговых программ российского телевидения, опережая почти все сериалы любого из телеканалов по молодежной аудитории от 18 до 30 лет. Мы считаем большой удачей продажу российского формата «Дом-2» голливудскому медиагиганту Sony Рictures. Это первая сделка по продаже российского телевизионного ноу-хау западной компании такого уровня. Замена программы-старожила «Окна» на второе ежедневное реалити-шоу «Большой брат» довершила позиционирование ТНТ как лидера в жанре «реалити».

Неудачи. В 18.00 из-за сериала «Кармелита» на канале «Россия», который имеет невероятную долю аудитории — 44%, снизились рейтинги наших программ этого часа: «Цена любви», «Необъяснимо, но факт», «Запретная зона». В это время домохозяйки властвуют над пультом дистанционного управления, оставляя молодежным программам меньше шансов.

Планы и тенденции. Мы выбрали себе два направления, в которых хотим стать лидерами: комедия и «реалити». Поэтому все премьеры будут в этих жанрах. В конце лета у нас запланирован старт второго сезона реалити-шоу «Голод», которое будет сниматься на другом континенте. Кроме того, зрителей ожидают российские версии мировых реалити-хитов: «Кандидат», «Ты — супермужчина», «Обмен женами». Осенью разрешится и главная интрига сезона — закончится ли «Дом-2» на ТНТ. Что касается комедийного направления, то мы продолжим пятидневку кинокомедий в 22.00 с новыми фильмами от крупнейших мейджоров. В конце года мы начнем производство комедийного сериала «Married with children» по лицензии. Продолжим производство успешного «Комеди-клаб».

Комментарии (2)
avatar
2
1 iq • 15:26, 10 Сентябрь 2013
С годами, эта "негативная тенденция" только усилилась... :\
avatar
2
2 Кенни • 16:17, 10 Сентябрь 2013
Это да. А такие каналы, как "Перец" сделали похожими друг на друга все свои передачи(
Чтобы добавить комментарий войдите или зарегистрируйтесь