Два канала — СТС и ТНТ в этом телевизионном сезоне делала новая команда менеджеров. На НТВ руководство поменялось прямо в середине сезона. ТВС прекратил свое существование, зато появился канал «Спорт». «Известия» попытались проанализировать итоги этого сезона и дать им оценку. 

 Первый канал 

В начале осени руководство «Первого канала» решило изменить название канала с нейтрального ОРТ на громкое «Первый». Изменение названия себя оправдало, канал сохранил лидирующие позиции. Хотя в этом сезоне средняя доля «Первого канала» — 27,7%, а в прошлом была 32,8. По некоторым позициям первый канал уступил второму. По Москве во время показа «Идиота» у «России» средняя доля за день 18,6%, у «Первого» — 18,1. Самый большой отрыв дали показы «Бригады» и «Каменской» на втором канале. Программная политика «Первого канала» была основана на прежней стратегии. Ставка делалась на массового зрителя и преимущественно на развлекательное вещание — концерты и игры. Лучший сериал «Первого канала» — »Земля любви...», лучшие игры — »Миллионер» и «Поле чудес». 

Хорошее. С успехом прошли вторая и третья части реального шоу «Последний герой» (доля по России доходила до рекордной цифры 39,5%). Очень показателен, особенно в сравнении с каналом «Россия» (»Стань звездой»), успех музыкального реального шоу «Фабрика звезд». В этом сезоне вышли две части этого проекта. Доля по России у «Фабрики» доходила до 27%. У «Стань звездой» — только до 19,8%. У гендиректора «Первого канала» Константина Эрнста по части шоу-бизнеса все оказалось намного лучше. Группы «Корни» и «Фабрика», получившиеся после первой части программы, в топ-листах ведущих радиостанций. 

Одним из лучших приобретений «Первого канала» за прошедший сезон можно считать авторскую программу Светланы Сорокиной «Основной инстинкт». С ее появлением на канале закрыли нишу ежедневного общественно-политического ток-шоу. Очень хороший рейтинг собирает авторская программа «Однако». Несмотря на недостаточный пиар и негативные отзывы телекритики, у Михаила Леонтьева получается запущенный к выборам новый проект «Театр кукол» (доля 19,5%). 

К середине сезона «Первый канал» выстроил качественное и интересное ночное вещание. Научно-популярный журнал «Сканер», цикл «Гении и злодеи» выходят слишком поздно и не приносят каналу рейтингов, но зато отрабатывают имиджевую составляющую. 

Плохое. В сравнении с ближайшими конкурентами — »Россией» и НТВ, у «Первого канала» по-прежнему довольно слабая информационно-аналитическая составляюшая. Освещение трагедии «Норд-Оста» показало, что, хотя программа «Время» — исторически самая популярная на российском телевидении, работа многих ее сотрудников оставляет желать лучшего. Но к войне в Ираке канал подготовился более основательно и даже перешел на ночное вещание. И все же отсутствие так называемых предвыборных форматов сейчас одна из основных забот руководства канала. Сорокиной, Познера и Леонтьева «Первому» явно не хватает. А программа «Времена» не может полностью заменить отсутствие итоговой еженедельной программы, которой каналу в следующем сезоне будет особенно не хватать. 

»Первый канал» не уделил должного внимания именно пиару своих ударных премьер. Сериалы «Ледниковый период», Next, «По ту сторону волков» собрали неплохие цифры, но руководство «Первого» явно рассчитывало на большее. Выродилась авторская программа Дмитрия Диброва «Апология». Из интеллектуально-музыкального ночного разговора она превратилась в истеричную рекламу отдельных групп и исполнителей. 

Руководство. Отдельно в работе «Первого канала» стоит отметить деятельность его генерального директора Константина Эрнста. Уже давно он перестал быть просто руководителем телекомпании. За прошлый сезон г-н Эрнст успел засветиться почти во всех околотелевизионных интригах. На посту председателя Индустриального комитета он принял активное участие в создании нового закона «О СМИ». Поучаствовал в конкурсе на частоту канала ДТВ с идеей создания информационного канала, которая изначально принадлежала второму каналу. Это обострило ситуацию в телевизионном сообществе. 

После смены менеджмента на НТВ заместителем генерального директора канала был назначен близкий «Первому каналу» Алексей Земский. Назначение не было согласовано в Министерстве печати и вызвало недовольство министра Михаила Лесина. 

На переговорах акционеров ТВС с «Видео Интернешнл» на пост руководителя канала г-н Эрнст лоббировал своего бывшего первого заместителя Александра Любимова. Что будет Начало следующего сезона совпадает с началом предвыборной кампании. Понятно, что «Первый канал» примет участие в этой гонке. Для этого ему придется усиливать информационное и аналитическое вещание. Руководство канала хочет запустить итоговую программу. 

Обсуждается сотрудничество с бывшей командой Евгения Киселева. Он вместе с Александром Левиным открывает продюсерскую компанию (говорят об участие в ней бывших акционеров ТВС Олега Киселева и Игоря Линшица). Киселев скорее всего будет делать для «Первого» документальные фильмы. Возможно, там появятся и другие программы закрывшегося ТВС — »Дачники», «Пестрая лента», «Хвост кометы». В следующем сезоне выйдет сделанная специально для телевидения вторая часть «Антикиллера». «Первый канал» возлагает на нее большие надежды. 

 Россия 

На РТР, который этот сезон тоже начал с изменения названия на не менее пафосное, чем у «Первого», — канал «Россия», эфирные и структурные изменения более наглядны. «Россия» сохранила занятую после распада так называемого «старого» НТВ вторую позицию. И в этом сезоне даже немного увеличила свои показатели (средняя доля за прошлый сезон 19,7%, за этот — 19,9%). Тем не менее второе место не отвечает амбициям руководителей ВГТРК. Поэтому канал в прошедшем сезоне еще настойчивее пытался продемонстрировать свои творческие и экономические преимущества. 

В начале года «Россия» объявила об отказе от бюджетного финансирования. Причины простые. С одной стороны, вырос рекламный рынок, с другой — надоели упреки коллег в легких деньгах. 

Хорошее. Канал «Россия» активно занялся собственным сериальным производством. В этом сезоне было выпущено два больших проекта — «Бригада» (доля доходила до 49,7%) и «Идиот» (доля доходила до 27,1%). О «Бригаде» много спорили. Критики отмечали высокое качество сериала и осуждали идеализацию криминала. К «Идиоту» никто не предъявил ни одной претензии. Зрители приняли экранизацию знаменитого романа на ура. Даже руководство канала не ожидало такого успеха. Возможно, одна из составляющих этой популярности в том, что на «России» очень серьезно занялись продвижением своих премьер. Сериал «Идиот», например, отрекламировали не только на билбордах, но придумали и совершенно новый ход: несколько миллионов приглашений на сериал было разослано по квартирам москвичей. 

Второму каналу удалось добиться серьезного успеха двух запущенных в этом сезоне документальных программ. Высокие рейтинги «Специального корреспондента» на протяжении всего сезона показали, что зрителю по-прежнему интересно дорогое и серьезное телевидение. Его доля по России достигала 45,6%. Это подтверждают и цифры «Честного детектива» Эдуарда Петрова — 29,5%. Такая тенденция позволила руководству канала расчистить эфир от семейных ток-шоу. 

Под благовидным предлогом (желание телеведущего баллотироваться в Думу) из эфира обещано убрать в новом сезоне «Мою семью» Валерия Комиссарова. Пока же она покинула эфирный прайм-тайм. 

Плохое. Всё, в чем силен первый канал, второму явно не удавалось. Провалилось реальное музыкальное шоу «Стань звездой». Руководство канала отказалось от продолжения этого проекта. Результаты российской версии «Форта Баярд», показанной на «России» в самом начале сезона, тоже могли быть лучше. По крайней мере оно так и не смогло затмить успех французского шоу «Ключи от форта Баярд». Но хуже всего у канала получаются игры. Лицензионная «Ставка» оказалась провальной и недолго продержалась в сетке. В итоге на «России» нет ни одного удачного реального шоу, ни одной игры. Понятно, что из-за «Аншлага», который приносит много рейтинговых очков, государственная компания несет большие репутационные потери. Одна из серьезных неудач канала — итоговое ежедневное шоу «Вести+». 

Что будет. Канал «Россия» решил еще раз повторить опыт с русской версией «Форта Баярд». На роль ведущего позвали давно не появлявшегося на телевидении Леонида Ярмольника. Шоу решили делать максимально приближенным к французскому варианту. Определенные надежды руководство канала связывает с развитием спортивного вещания на метровой частоте, освободившейся после закрытия ТВС. Пока у этого канала сплошные трудности: нет собственного продукта, нет собственных прав на трансляции футбола, баскетбола и других массовых видов спортивных зрелищ. 

Уже сейчас очевидно, что «спортсменов», оседлавших вожделенную шестую кнопку, ждут серьезные проблемы. Рейтинги у них по определению не могут быть большими, а затраты им предстоят серьезные — права на прямые трансляции год от года дорожают. 

 НТВ 

Для НТВ этот сезон стал переломным. В начале года на канале полностью сменился менеджмент. Старая команда во главе с гендиректором Борисом Йорданом ушла с канала. Его место занял бывший директор по общественным связям «Газпрома» Николай Сенкевич. Первым заместителем стал работавший раньше с «Первым каналом» Алексей Земский, заместителем по экономике — бывший вице-президент нефтегазохимической компании «Сибур» Дмитрий Шейман, кинопоказ возглавил бывший коммерческий директор «Европы Плюс» Аркадий Цимблер, информацию — перешедший с RenTV Александр Герасимов, а должность главного продюсера занял Кирилл Набутов. 

Только к концу года команда топ-менеджеров НТВ была сформирована. И все же канал увеличил свои рейтинги. В этом сезоне средняя доля НТВ по России 15,1%, в прошлом — 14,2%. Говорить об успехах нового руководства канала пока рано, год он заканчивал в основном на том продукте, который заготовил еще Борис Йордан. Как и прежде, НТВ остался силен в информационном вещании, хорошо отработали сериалы. Но с завершением сезона у канала кончились права на так называемый «досталевский сериальный пакет». Именно на нем канал делал себе рейтинг. 

Хорошее. Возвращение программы Леонида Парфенова «Намедни» — безусловно одна из удач нового менеджмента канала. С одной стороны, трехмесячная передышка позволила Парфенову доделать цикл «Российская империя», с другой — еще раз доказать, что это лучшая итоговая программа российского телевидения. 

Сделанная под руководством Парфенова «Страна и мир» тоже добавляет оптимизма. Премьера прошла 10 февраля, в критический момент работы телекомпании (приход нового руководства). Если посмотреть на кривую рейтинга программы, то видно, что были периоды явных провалов, когда показатели опускались до уровня 2,3-2,6% по Москве, но были и абсолютные удачи — 7,4-8,3%. В целом же общий тренд программы выглядит стабильным и держится в рамках 4,1-5,3%. 

Переход на новую сетку информационного вещания (с пятиминутных выпусков на получасовые) оправдал надежды руководства канала. А полноценные новостные выпуски усилили информационное присутствие канала НТВ на телевизионном поле. 

Одна из самых больших заслуг канала — показ лучших западных сериалов: «Секс в большом городе», продолжения «Скорой помощи» и «Клан Сопрано». Не всегда они приносили НТВ хороший рейтинг, но зато поработали на имидж. 

Стоит отметить и премьеру популярного западного шоу «Фактор страха». У НТВ был самый внушительный репертуар отечественного детективно-приключенческого «мыла», за счет которого канал смог составить конкуренцию «Первому каналу» и «России». 

К удачам следует отнести бытовое ток-шоу «Принцип домино». Особенно оно выигрывает на фоне аналогичных зрелищ на других федеральных каналах — »Большая стирка» и «Моя семья». 

Плохое. Запущенная в самом конце сезона программа с Львом Новоженовым и Русланой Писанкой «Страна советов» пока оставляет желать лучшего. Программа «Влияние» с Савиком Шустером, запущенная, как говорит руководство, «не для рейтинга, а для имиджа», не решает и этой задачи. Александр Герасимов, смело вышедший с собственной аналитической программой «Личный вклад», пока проигрывает даже Николаю Сванидзе на «России». 

Так же, как и второму каналу, НТВ не удалось сделать рейтинговое реальное шоу. Проект «Третий лишний» оказался неудачным. Что будет Николай Сенкевич уверен, что НТВ сохранит третью позицию и останется буржуазным каналом для «успешных людей с позитивной психологией». 

Что будет? Успешные люди в следующем сезоне увидят продолжение «Клана Сопрано» и «Секса в большом городе». «Скорую помощь», несмотря на то что она очень нравится гендиректору НТВ, показывать скорее всего не будут. НТВ по договору обречен на ее закупку, но скорее всего передаст эти права другому каналу. 

На базе «НТВ-Кино» будет начато активное производство собственного сериального продукта. Канал нашел западное реальное шоу, которое могло бы ему подойти. Но пока неизвестно, выйдет ли оно в эфир. На НТВ говорят, что реальное телевидение пока не их формат. Андрон Кончаловский, ставший советником г-на Сенкевича, запускает два собственных проекта, один из которых посвящен цирку. По субботам на канале будет выходить собственный большой проект «Экспедиция» — документальный цикл о жизни российских животных. 

 Культура 

На канале «Культура» этот сезон прошел относительно спокойно. Ему увеличили финансирование, было отремонтировано здание на Никитской, куда он и переехал. Дизайн «Культуры», получивший на последней церемонии «ТЭФИ», законную статуэтку, еще раз изменился. И снова оказался одним из лучших. 

Рейтинг канала потихоньку рос. Хорошее Государство, которое несет серьезные имиджевые потери на второй кнопке из-за «Аншлага» и «Моей семьи», компенсирует их на пятой кнопке, где передачи опираются на высокие духовные ценности. Но если раньше вещание было лишено и намека на диалог с аудиторией, в репертуаре были в основном записи давних концертов, спектаклей и фильмов, то теперь мы имеем дело с каналом, который не просто просеивает художественный фонд, но и пополняет его (например, экранизированный «Театральный роман»). 

Отныне это канал, который не просто транслирует культуру, но и участвует в самом культурном процессе в режиме on line и во все более жестком дискуссионном формате (программы «Тем временем», «Школа злословия», «Оркестровая яма», «Ночной полет», «Культурная революция», «Джазофрения», театральные экскурсы Анатолия Смелянского и т.д.). 

Главное, что удалось сделать руководителям канала, — преодолеть комплекс резервации, культурного гетто. 

Плохое. На канале «Культура» даже самые постоянные зрители пока не могут разобраться в невнятно скомпонованной сетке. Именно из-за того, что канал не продает рекламу, рейтинг дня него является скорее репутационным показателем. По этой же причине пока недостаточно внимания уделяется пропаганде своего, даже удачного продукта. 

Так, «Театральный роман» вышел одновременно с «Идиотом». Но из-за отсутствия какой-либо раскрутки он был замечен значительно меньшей частью телезрителей. 

Что будет. Заседание Госсовета 16 июня не останется незамеченным на канале, и он будет вынужден ориентироваться на более массового зрителя, а не только на продвинутую аудиторию. Не исключено, что «Культура» будет развивать собственное производство. Пока же все рейтинговые программы производятся на стороне. 

 СТС 

Это был первый полноценный сезон работы нового менеджмента канала СТС. Весной прошлого года гендиректором телекомпании был назначен украинский телевизионный бизнесмен Александр Роднянский. С ним на СТС с украинского «1+1» перешла почти вся команда. Времени на подготовку к новому сезону было не очень много, но вполне достаточно, и руководство канала строило грандиозные планы. 

Далеко не все проекты себя оправдали, но, несмотря на регулярные изменения в сетке, закрытие только что запущенных программ, СТС оказался самым быстрорастущим каналом. И, пожалуй, главное, чего удалось добиться новому менеджменту, — изменить стереотипное представление о сетевых каналах как второсортных. Рост доли аудитории в категории 4+ составил 3,2%. 

Хорошее-плохое. Ориентация СТС — сугубо развлекательная. И менеджеры канала не терзаются сомнениями относительно вкусовых достоинств своих шоу и фильмов. Годится все, что способно привлечь зрителя. Одно из важных направлений работы менеджмента канала — подбирать все, что плохо лежит на других каналах. 

СТС на следующий год удалось перекупить новые сезоны сериала «Секс в большом городе». Такая стратегия может дать эффект. Особенно если принять во внимание, что в новом сезоне основные конкуренты СТС (из числа федеральных каналов) будут играть на политическом предвыборном поле. И еще неизвестно, на каком поле больше окажется рекламных денег. 

Что будет. Руководство СТС гарантирует в следующем сезоне еще более сильный кинопоказ. На канале появится линейка юмористических сериалов, а также новых российских сериалов. Сейчас давно обещанное кино по Дарье Донцовой сделано и уже прошло испытание на фокус-группах. Появится и совместный с Columbia Pictures сериал под условным названием «Бедная Настя». 

Также на СТС готовится несколько юмористических шоу выходного дня. Активное развитие получат «Истории в деталях». 

 ТНТ 

На ТНТ этот сезон тоже делала новая команда. Бывший генеральный директор СТС Роман Петренко перешел на ТНТ и стал строить канал по тому же принципу, что и на СТС. Серьезного роста рейтинга он пока не добился. Но сетка претерпела серьезные изменения. На канале придумали новый слоган «ТНТ помогает». Теперь канал пытается всеми силами его оправдать. 

Хорошее-плохое. ТНТ выиграл борьбу за программу «Окна» , что и решило его судьбу в этом сезоне. Скандальная программа с Дмитрием Нагиевым выходила несколько раз в день и на протяжении нескольких месяцев почти в одиночку делала рейтинг всему каналу. Остальное место в сетке занимали уже всем известные сериалы, фильмы и повторы программ «О, счастливчик!» Дмитрия Диброва и «Империя страсти» Николая Фоменко. 

К концу сезона наконец появились новые программы. Довольно удачное «Бремя денег», где в очередной раз руководство ТНТ пытается проэксплуатировать успех Нагиева (он взят на роль ведущего). Пока не очень понятный собственный проект ТНТ — »Москва: инструкция по применению». Для него канал перекупил на СТС ведущего Владимира Тишко. «Служба личных новостей», сделанная под руководством Валерия Комиссарова, пока тоже не оправдывает надежд на высокие рейтинги. 

Под конец сезона ТНТ начал активно раскручивать проект «Дом», на который делается большая ставка. В качестве шоумена дебютирует Николай Басков. 

 RenTV 

Никаких серьезных структурных и кадровых изменений на канале за этот сезон не наблюдалось. По рейтингам он делит пятое место с каналом ТНТ. Но в отличие от него остается общественно-политическим с полноценным информационным вещанием. 

Хорошее-плохое. На RenТV сохранилось очень неплохое качество новостей. Ушедший с канала Александр Герасимов без особых потерь был заменен на Виталия Ушканова. А Ольга Романова осталась уникальной ведущей, делающей в рамках информационной программы «24», пожалуй, самые авторские новости на российском телевидении. 

Развлекательное вещание было заполнено историческими программами «Вы очевидец» и «Клуб «Белый попугай». 

Пожалуй, единственной заметной премьерой стало шоу «Все для тебя» с Инной Гомес и Алексеем Кортневым. 

Среди сериальных успехов RenТV, конечно, — «Любовь императора». 

Комментарии (1)
avatar
0
1 Доброжелатель • 23:00, 08 Июль 2012
успЕхи. Необходимо исправить заголовок.
Ответ: спасибо, исправил [iq]
Чтобы добавить комментарий войдите или зарегистрируйтесь