Предыдущая статья: 2000. Путин становится президентом. Зачистка медиаимперии Гусинского. Коммунисты за нравственность

Но отвлечемся на время от политики, поскольку не ею одной жил тогдашний российский телезритель. В том мае на «голубых экранах» состоялись премьеры сразу двух крупномасштабных российских сериалов, причем на одном канале — на НТВ. Так, с 1 мая 2000 года был запущен сериал «Бандитский Петербург» по одноименной книге Андрея Константинова. Постановщиком фильма был известный питерский кинорежиссер Владимир Бортко («Блондинка за углом», «Собачье сердце» и др.). В главных ролях снимались: Кирилл Лавров (вор в законе Барон), Лев Борисов (вор в законе Антибиотик), Александр Домогаров (журналист Серегин), Дмитрий Певцов (следователь прокуратуры Челищев), а также Алексей Серебряков, Ольга Дроздова, Евгения Крюкова и др.

С 20 мая начали показывать сериал «Каменская» по книгам Александры Марининой. Как мы помним, бюджет каждой серии (а их тогда сняли 16 — восемь фильмов по две серии) составлял 105 тысяч долларов, что по тем временам считалось немыслимо дорого («Бандитский Петербург» обошелся чуть ли не в два раза дешевле). Режиссером фильма был Юрий Мороз, а в главных ролях были задействованы: Елена Яковлева (Каменская; отметим, что на эту роль пробовались около 40 актрис), Сергей Гармаш, Сергей Никоненко, Александр Балуев, Дмитрий Нагиев, Валерий Приемыхов, Вия Артмане, Дмитрий Харатьян и др.

И еще о телесериалах. 22 апреля газета «Сегодня» опубликовала рейтинг 10 самых популярных вечерних сериалов, которые демонстрировались на российском ТВ в период с сентября 99-го по апрель 2000-го. Места в этом списке распределились следующим образом:

1. «Убойная сила» (ОРТ; 20,9 %).
2. «Улицы разбитых фонарей — 2» (НТВ; 19,3 %).
3. «Улицы разбитых фонарей» (НТВ; 17,7 %).
4. «Агент национальной безопасности» (НТВ; 15,9 %).
5. «День рождения Буржуя» (НТВ; 13,8 %).
6. «Д.Д.Д. (Досье детектива Дубровского)» (НТВ; 12,9 %).
7. «Возвращение Титаника» (НТВ; 10,4 %).
8. «Во имя любви» (ОРТ; 9,2 %).
9. «Огненная пустыня» (РТР; 9,1 %).
10. «Скорая помощь» (НТВ; 8,7 %).

Как видим, беспорным лидером по показу сериалов было НТВ (7 штук). Кроме этого, львиная доля сериалов, вошедших в десятку, были отечественного розлива — то есть российские. И это было неслучайно, о чем речь уже шла выше (толчок этому конвейеру по выпуску отечественного «мыла», как мы помним, был дан дефолтом-98). Как писала в «Новой газете» Е. Афанасьева (номер от 1 июня 2000-го):

«Правильнее всего будет определить этот сезон как сезон сериалов. Дело, начатое «Ментами» в прошлом году (вообще-то первая часть «Улиц разбитых фонарей» была показана сначала на ТНТ в начале 98-го, а затем в октябре того же года на ОРТ. — Ф. Р.), поднято на щит сразу несколькими каналами. Осознав, что родные отечественные сериалы — это не только те курицы, которые несут золотые рейтинговые яйца, но и главное оружие в деле контрпрограммирования, каналы наперебой бросились не просто ставить сериалы в сетку, а продюсировать, снимать и дезавуировать ими информационные бомбы конкурентов. И уже мало кто тратит усилий на один отдельно взятый, даже «убойный» сериал. Теперь каналы все больше разрабатывают собственную сериальную стратегию, а контрпрограммные игры стали любимым занятием их руководства.

Первым, засучив рукава, за дело взялось НТВ. Правда, поначалу рукава оказались не собственные, а другой структуры — «Медиа-Моста». Телесеть ТНТ не стала почивать на лаврах невиданного успеха «Улиц разбитых фонарей», немедленно поставив на поток «Новые приключения ментов», «Агента национальной безопасности», «Охоту на Золушку», «Тайны следствия». Другие структуры холдинга — «НТВ-кино», «НТВ-профит» и «Кино-Мост» не отстали и укрепили сериальную линейку НТВ, отбирающую зрительскую аудиторию у программы «Время» целым потоком — «Днем рождения Буржуя», «Досье детектива Дубровского», «Бандитским Петербургом» и «Каменской». Всего за год «мостовские» структуры намерены произвести, а следовательно, и показать по НТВ 210 «часов премьерной продукции», проще говоря, 210 новых серий, а через два года этот показатель удвоить.

Если в большинстве «мостовских» сериалов стреляют, избивают, убивают и объясняют это тем, что зритель сегодня хочет смотреть только детективы, то на РТР уверены, что зрителю сегодня нужны в первую очередь мелодрамы. Свою «Русскую серию» РТР создало явно в расчете на то, чтобы забрать под свое безраздельное влияние большую часть женского населения страны, уставшую от мексиканско-бразильских страстей и российского мордобоя. Сделав ставку на незатейливость, узнаваемость сюжета и популярных актеров, РТР при всех огрехах малобюджетности получило фантастические рейтинги…

Прочие каналы вели свою сериальную работу не столь последовательно, как НТВ или РТР. ОРТ сделало ставку на небывалые рейтинги «Убойной силы» и на возвращение в вечерний прайм-тайм бразильского «мыла». ТВЦ, кроме покупных мини-сериалов, выдало в эфир журфаковский эпос «Будем знакомы» — много ожиданий, мало толку. МТВ сказало свое слово, и слово это звучало как «ФАКультет». Ясно, что все это только начало и от сезона к сезону конкуренция будет только нарастать, а отечественное «мыло» отмоет все грехи нашего ТВ…»

Помимо сериалов, миллионы россиян в те дни наблюдали в «ящике» и другое. Например, 10 июня по НТВ был показан очередной выпуск передачи «О, счастливчик!», где произошла сенсация — один из игроков (экономист театрального производства Сергей Строкин) впервые за время выхода этого проекта в эфир выиграл один миллион рублей. До этого среди телезрителей, подсевших на эту передачу (а ее рейтинг был таким же большим, как и у «Поля чудес»), считалось, что выиграть заветный миллион — несбыточная мечта. Что эта цель — чистый обман, завлекаловка. Видимо, чтобы опровергнуть это мнение, авторы передачи и решили раскошелиться. Их риск полностью оправдался: после этого выпуска рейтинг «О, счастливчика!» взлетел на недосягаемую высоту и цена за минуту рекламы в этом проекте возросла еще больше.

Тем временем 7 июня 2000 года прошли выборы в состав директоров ОРТ. Из 11 членов совета целых 7 человек были людьми Березовского. Это были председатель правления АКБ «Объединенный кредит», бывший председатель правления «Объединенного банка» Руслан Фомичев, автор и телеведущий Сергей Доренко, Игорь Шабдурасулов, гендиректор «ЛогоВАЗа» Юлий Дубов, гендиректор канала Константин Эрнст, Бадри Патаркацишвили, Екатерина Березовская. Со стороны государства в совет вошли пресс-секретарь Президента РФ Алексей Громов, руководитель аппарата правительства РФ Игорь Шувалов, замминистра печати Михаил Сеславинский, гендиректор ИТАР-ТАСС Виталий Игнатенко.

Между тем разногласия между Путиным и Березовским постепенно росли. В конце мая олигарх выступил с резкой критикой президентских законопроектов по укреплению вертикали власти и даже написал Путину открытое письмо. В нем Березовский заявил, что происходит «реанимация советской системы управления государством», «будут созданы коррумпированные региональные элиты», реформа власти «порождает потенциал разрушения территориальной целостности России». В конце олигарх выводил убийственное резюме: «Это приведет к катастрофическим последствиям для демократического общества».

Вот как объяснил этот поступок Березовского директор Института политических исследований Сергей Марков:

«Березовский нужен в ситуации слабого центра и сильных регионов. Он давно уже говорил о необходимости эволюции России к конфедеративному устройству. В этом случае Березовский становится абсолютно незаменимым. Вот он и борется за этот проект. Если раньше он действовал, давая советы кремлевским группировкам, то сейчас он избрал метод открытого письма. По двум причинам. Во-первых, его влияние в Кремле упало, во-вторых, он ориентируется не на кремлевских чиновников, а на политическую общественность. Его задача в том, чтобы сформулировать программу, которая объединит вокруг себя противников реформы власти. Он хочет выполнять роль неформального лидера, стратега…»

С весны до осени подконтрольные Березовскому СМИ тиражировали на своих страницах информацию о том, что у Президента России есть виллы за границей и тайные фирмы. Например, в «Желтой газете» был опубликован большой материал о том, что в Лос-Анджелесе у Путина есть вилла стоимостью 10 миллионов долларов (здесь же прилагались фотографии интерьеров этой шикарной виллы), расположенная по соседству с виллами таких голливудских звезд, как Сильвестр Сталлоне, Ричард Гир, Мадонна (до этого якобы путинская вилла принадлежала звездной чете Брюс Уиллис — Деми Мур).

Естественно, пропутинские СМИ эту информацию всячески опровергали. Например, газета «Жизнь» писала следующее:

«Олигархи способны на что угодно. И, судя по всему, у них уже стали сдавать нервы. Но пока они пытаются одолеть президента в другой войне — «холодной».

…Наряду с обвинениями в стремлении к диктатуре, в их СМИ появились публикации о наличии у Владимира Путина… заграничных вилл и тайных фирм…

Бред, скажете? Но подобный бред льется сейчас на президента из всех СМИ. Как всегда, правда обильно разбавляется ложью. Вот запрос швейцарского прокурора о российских коррупционерах — Бородине и прочих членах ельцинской «семьи». А рядом — про виллу Путина на Гибралтаре.

Этот Гибралтар выдуман не случайно. Там их виллы. Прописав президента по соседству с собой, олигархи хотят опустить его до своего уровня. Мол, он такой же, как мы! Вот, дескать, смотрите: здесь живет Борис Абрамович, здесь — Гусинский. Вон та вилла принадлежит Потанину, и вот как раз за ней начинается усадьба Путина. А еще — в тех же банках, где счета «Андавы» и «Аэрофлота», есть его счета. И жены его тоже. И дочерей…

Сергей Доренко призвал трудящихся подписываться под своим открытым письмом Путину, в котором его призывают одуматься и сменить курс…

Словом, против президента открыто сразу несколько фронтов. Олигархи надеются, что Путин не выдержит такого прессинга и сдастся. Не зря они сравнивают его с Ельциным. Про того, мол, чего только не писали, а он, однако, молчал. Но в том-то и дело, что Путин не Ельцин и у него нет причин молчать. Никто не может сказать про него, что он глава «семьи» или «пахан» клана. Что его дочери кормятся с руки Абрамовича, а жена расплачивается за платья от-кутюр платиновой карточкой от Потанина. И виллы у него нет. Тем более — на Гибралтаре, рядом с олигархами. Если это даже небезопасно, то, выражаясь их языком, просто западло».

Отметим, что свою оценку происходящим в СМИ процессам сам Путин дал в послании Федеральному собранию, где он заявил следующее:

«…Цензура может быть не только государственной. А вмешательство не только административным. Ведь экономическая независимость СМИ делает их зависимыми от коммерческих и политических интересов хозяев и спонсоров… позволяет использовать СМИ для сведения счетов с конкурентами. А иногда даже превращает их в средства массовой дезинформации, в средства борьбы с государством. Поэтому мы обязаны гарантировать журналистам реальную, а не показную свободу, создать в стране правовые и экономические условия для цивилизованного информационного бизнеса».

Сведущие люди прекрасно понимали, что последнее пожелание президента из области фантастики. На самом деле «построение цивилизованного информационного бизнеса» означало одно: с помощью административного ресурса подавить сопротивление оппозиции, оставив на плаву только те СМИ, которые смотрели бы в рот Кремлю. То есть тот прав, у кого больше прав. И Путина, мыслящего подобным образом, можно было понять. За годы ельцинских реформ российские СМИ превратились в настоящий очаг антигосударственных сил, которые несли ответственность за тот хаос, который царил тогда в стране. И очень часто под видом оппозиции скрывались не антикремлевские, а антироссийские силы, которые управлялись из-за рубежа (при Ельцине так называемых агентов влияния во власти и в СМИ стало в сотни раз больше, чем десять лет назад — во времена горбачевской перестройки).

Практически сразу после послания Путина Федеральному собранию и его слов, касаемых СМИ, произошел удивительный союз: между «гусятами» (журналистами с НТВ Владимира Гусинского) и «подберезовиками» (людьми с ОРТ, поддерживающими Бориса Березовского). Вот как по этому поводу писала в «Литературной газете» Г. Черменская:

«Медиа-Мост» и НТВ еще вчера были излюбленной мишенью конкурирующего медиамагната (Бориса Березовского) и его 1-го канала. Теперь именно Доренко с той же страстностью, с какой обличал и клеймил НТВ, выступил в его защиту. Трудно было поверить своим ушам: как изменился его тон, как смягчилась лексика, как уважительно, едва ли не с теплотой в голосе выговаривал «мои коллеги с НТВ». Оказалось, что даже принципиальные разногласия двух каналов по чеченской проблеме, прежде дававшие повод для обвинений НТВ в подрывной деятельности, теперь оказались вполне допустимыми для нормального, цивилизованного сообщества. «Моя позиция отражает взгляды части российского общества, гораздо более радикального, чем Путин… Но мои коллеги с НТВ также отражают мнение части общества, которое смотрит на вещи иначе». Такой стремительный переворот на 180 градусов был бы расценен зрителем как верх цинизма в любой другой ситуации. Теперь это свидетельствовало об одном: если уж Доренко и Киселев выступают единым фронтом за свободу слова — значит, дела ее действительно плохи…»

Впрочем, этот союз ОРТ и НТВ был только на уровне информационно-политических программ, а во всем остальном эти каналы по-прежнему оставались конкурентами друг друга. Вот как, к примеру, описывал это в «Комсомольской правде» П. Алов:

«Есть на телевидении такой страшный термин — «контрпрограммирование». Его не любят говорить во всеуслышание теленачальники. Что это такое?

Все, казалось бы, просто: в пику какой-либо программе на одном канале другой пытается выставить что-нибудь более интересное и захватывающее. Конкуренция. Вроде бы здоровая. Да не совсем. В борьбе за рейтинги каналы используют все приемы. Особенно, говорят, этим грешат ОРТ и НТВ. Эти каналы давно уже «дерутся» между собой за свое влияние на телевизионном поле. Дошли даже до того (опять же если верить слухам), что перекупают подпольно еще неопубликованные эфирные сетки. Например, телевизионщики отмечают некую странность в поведении канала НТВ. Не знаю, как сейчас, но обычно этот канал последним из всех утверждал свою эфирную сетку. Говорят, это потому, что аналитики НТВ до последнего тщательно изучали проекты других телекомпаний. И потом уже в пику выставляли свои программы.

Но профессионалы отмечают, что «контрпрограммирование» сегодня уже не модно. Появились проекты, которые невозможно перебить никакими другими супертеленаворотами. Например, на протяжении десяти лет никому не удается перебить рейтинги «Поля чудес» на ОРТ. Что бы другие каналы ни ставили в пятницу вечером в свою программу, Якубович с компанией все равно берет свое. Лидирует ОРТ и в утреннем вещании. Здесь конкуренты тоже неоднократно ломали зубы. Зато на НТВ есть свои «киты». Всем телевизионщикам давно известно, что «контрпрограммировать» «Глас народа» или «О, счастливчик!» — бесполезное занятие. Или с сериалами про Каменскую и ментов. С недавнего времени появились свои «коньки» и на РТР. Например, «Знатоки», которые опять ведут следствие (речь идет о советском телесериале «Следствие ведут знатоки», все серии которого повторил РТР. — Ф. Р.), сериалы «Дикий ангел» и «История любви» уже встали поперек горла конкурентам. А тут еще «Городок», «Сам себе режиссер» и, как это ни странно, «Аншлаг»…»

Но вернемся к большой политике. Параллельно «наездам» на Путина происходило и обратное — его защита от этих «наездов». Например, в пику обвинениям по адресу Кремля в жестокостях, творимых федеральными войсками в Чечне, телекомпания «ВИД» сняла документальный фильм «Рынок рабов» (режиссер Станислав Соловкин), который был показан 13 июня по ОРТ. В ленте речь шла о тысячах россиян (называлась цифра — 6,5 тысячи), которых чеченские боевики превратили в настоящих рабов: заставляли их работать на себя, убивали за непослушание, торговали ими, позволяя родственникам выкупать их за крупные суммы в американских долларах. Несмотря на заявление самого режиссера ленты, что «наш фильм ни в коем случае не пропаганда», на самом деле это было не так. Фильм был мощным снарядом в пропагандистской пушке Кремля. Не случайно за сутки до всероссийской премьеры картины ее посмотрел сам Путин и выразил личную благодарность руководителям «ВИДа» — Сергею Кушнереву и Александру Любимову. Как сообщали СМИ: «Президент России заметил, что лично на него «Рынок рабов» произвел сильнейшее впечатление и что «лента должна быть памятником тем, кого мы не смогли уберечь и кто сгинул от рук бандитов в этих застенках».

Показ этого фильма по ОРТ ясно указывал на то, что на этом канале работали не только такие антипутинцы, как Сергей Доренко и иже с ним, но и люди иных взглядов. Как заявил в интервью «Собеседнику» руководитель ТВЦ Олег Попцов (номер от 15 июня):

«У Путина сейчас очень сложный период: он не владеет ситуацией, а только постигает ее. За него идет борьба. Он, уверен, хочет самостоятельности. У него достаточный ресурс народного доверия и собственных сил, чтобы не быть картой, разыгрываемой кем-то. Пока он занимается делом, которое понимает, — то есть выстраивает силовые структуры и укрепляет вертикаль власти. Все понимают, что с бардаком в стране пора заканчивать. Но какими средствами? Тут возможна разная методология, и он пока с нею не определился, судя по всему. Подталкивают его под руку очень усердно. Есть такая категория людей, близких к власти, обозначаемая точным словом «клевреты»: они стараются внушить и ему, и обществу, что главная беда — от сомнений. Что сомнения есть зло. Опаснее такой позиции мало что может быть…»

Кстати, люди, близкие к Путину, в те дни подталкивали его «разобраться» и с ТВЦ. Для этого Минпечатью (министр — Михаил Лесин) был объявлен конкурс на частоту, на которой вещал ТВЦ, поскольку срок лицензии канала заканчивался. Этот срок не мог быть продлен автоматически из-за предупреждений, которые компания заработала в предвыборную пору. Все это было не случайно, а являлось итогом подковерной борьбы Кремля и Москвы. Как утверждали люди, близкие к ТВ, однажды Лесин даже бросил по адресу лужковского канала фразу, которая многое объясняла: «Мы эту тифозную деревню выжжем дотла». Главным претендентом на частоту был тот самый «ВИД» во главе с Александром Любимовым (кроме этого, в тендере были заявлены ТВЦ, «Московия» и АТВ), который создал фильм «Рынок рабов». Поэтому, когда Путин публично похвалил создателей картины за нее, многие сочли это как дурной знак для ТВЦ: дескать, теперь частоту у него точно отберут. Но все оказалось не так просто, как на первый взгляд.

В середине июня ТВЦ отозвало свой иск к Минпечати и в итоге осталось на «третьей кнопке». Причем недавний лютый враг ТВЦ Михаил Лесин, когда голоса членов Федеральной конкурсной комиссии (ФКК) распределились поровну между ТВЦ и «ВИДом», взял и отдал свой голос… лужковцам. Почему? Судя по всему, такая команда поступила из Кремля. Вот как прокомментировал это событие в газете «Сегодня» Н. Чеховский (номер от 16 июня):

«Как считают наши собеседники в московской администрации, отзыв иска к Минпечати ознаменовал выход федеральных и московских властей из политического тупика последних месяцев. Как известно, вскоре после инаугурации президент Путин заявил, что не видит в действиях московского градоначальника ничего противоречащего интересам российской государственности. Затем Владимир Владимирович пригласил Юрия Лужкова поехать в Италию, где публично похвалил московского мэра. Объяснение потепления отношений между Кремлем и Лужковым может быть довольно простым. Путин начал реформу системы российской власти, но она натолкнулась на активное сопротивление сенаторов. В этой ситуации Кремлю крайне важно добиться того, чтобы Юрий Лужков и его сподвижник Владимир Платонов, зампред Совета Федерации, если уж не помогали, то хотя бы активно не противодействовали попыткам провести путинские законы через парламент…»

Кстати, кульбит Лесина был публично осужден видовцами: в частности, свое активное возмущение высказал в ряде СМИ Александр Любимов. Но очень скоро он сменил свой тон на более доброжелательный. Как гласила легенда, сделать это его попросил лично Путин, который был заинтересован в том, чтобы информационщики не грызлись между собой, а помогали ему строить «одноканальное» телевидение. Правда, до этого было еще далеко...

Продолжение: 2000–2001. «Курск» как повод для критики. Увольнение Доренко. Зачистка НТВ и ТВ-6. Телесезон-2001: плюнь на ближнего, нагадь на нижнего