Любой разговор о рейтингах и процентных подсчетах телеаудитории следует предварять преамбулой, что цифры в них — вещь не абсолютная. Все существующие системы подсчета несовершенны: одни — точнее, другие — дешевле, но каждая не говорит всей правды, не учитывает всех категорий зрителей, а только — некоторых жителей крупных городов. Во всех тонкостях телерейтингов пусть разбираются телевизионные социологи, но суть происходящего можно увидеть и с помощью гэллаповских подсчетов, по которым каналы привыкли сравнивать свои достижения. 

Вот, например, по сравнению с прошлым сезоном (1999-2000 гг.) в этом сезоне (2000-2001 гг.) доля телезрителей канала НТВ уменьшилась в прайм-тайм с 22,1% до 17,8%. Это по России. А по Москве — с 28,5% до 22,1%. Такая цифра вполне понятна — что творилось с НТВ в этом сезоне, знает любой телезритель. Но вот чем вызван заметный прирост доли зрителей РТР в прайм-тайм по Москве (с 13,9% до 18,3%) и по России (с 15,5% по 21,2%), определенно не скажешь — то ли хорошей работой канала, то ли проблемами одного из двух его главных конкурентов. 

Что касается первого конкурента РТР — ОРТ, то позиции канала первой кнопки слегка ухудшились: в прошлом сезоне доля в прайм-тайм программ ОРТ составляла 31,1% у россиян и 22,2% у москвичей, в нынешнем соответственно — 28,8% и 21,5%. На взгляд обывателя процентные приросты и потери не слишком значительные, но руководство каналов эти цифры, наверное, волнуют. 

Следующие цифры касаются информационных программ в нынешнем июне. Девятичасовой выпуск «Времени» — 25,9% телезрителей страны и 18,3% москвичей. Восьмичасовой выпуск «Вестей» — 20,9% россиян и 19% москвичей. Семичасовой выпуск «Сегодня» — 14,6% по России и 18% по Москве. 

Мне приятно было бы считать, что хорошая доля аудитории «Времени» объясняется явлением на телеэкране обозревателя «Известий» Максима Соколова. Но это совершенно ненаучное, хотя, на мой взгляд, приятное предположение. Разница между цифрами по Москве и России объясняется, конечно, не разницей во вкусах москвичей и россиян, о которой так любят поминать, а чисто техническими обстоятельствами.

Но вот факт, что показатель передачи «Моя семья» по России — 30%, а по Москве — 18,7%, все же не может не показаться говорящим. Задушевные сплетни на завалинке о вечном — мужских и женских изменах — в прагматичной столице людей интересуют гораздо меньше. 

Не такой большой, но все-таки красноречивый разрыв между московской и российской аудиториями и у программы ОРТ «Жди меня» (соответственно 23,4% и 37,2%). Зато шуточки бессменных передовиков отечественного юмора — завсегдатаев «Аншлага» почти одинаково смешат и столичных, и нестоличных жителей (27,5 и 29,5), но чуть меньше, чем байки почти тех же персонажей в «С легким паром» (31,5 по России). 

Кроме общенациональных каналов-гигантов есть еще ТВЦ, ТВ-6, ТНТ, RenTV, канал «Культура» и те, что на статистических графиках обозначены как «другие». Доля этих «других» потихонечку растет и составляет цифру вполне соизмеримую с показателями метровых каналов.

В этом сезоне доля аудитории «других» по России в прайм-тайм составила 13,6%, а по Москве — 5,9%. А за весь день и того больше — 14% по России и 8,2% — по Москве. Эту ситуацию заместитель гендиректора компании «Видео Интернешнл» Сергей Васильев прокомментировал так: «Всякий рынок предусматривает возможность реального выбора. Во всех странах есть два-три ведущих национальных канала, остальные ориентируются на определенные группы. Так и у нас. СТС, например, позиционирует себя как развлекательное телевидение, оно рассчитано на молодежь. Малые каналы тщательно изучают свою аудиторию, работают с ней». 

Значит, возникает надежда, что в конкурентной борьбе, в тяжелейшей битве за эфирное выживание будут учтены интересы и вкусы самых разных людей. И на всякого мудреца найдется свой канал, и мудрец этот перестанет наконец жаловаться, что телевидение учитывает только невзыскательные потребности всякой простоты.