В начале 90-х телевизионщики покусились на святое. Главный символ отечественного ТВ — часы, появлявшиеся на экране за минуту до начала программы «Время», — украсил рекламный логотип компании Olivetti, и «продажа часов», помнится, наделала много шума. С тех пор чего только с часами не случалось. Самая последняя и долгая стадия — «звучащие часы». Это когда на фоне циферблата раздаются разные членораздельные и не очень звуки, а завершается все гагаринским: «Поехали!»

На этой неделе ОРТ поменяло абсолютно все оформление канала, включая заставки перед рекламными блоками, заставки между передачами, логотип и все те же часы. Часы опять замолчали (почти — кое-какое музыкальное сопровождение у циферблата все же имеется) и из круглых стали квадратными. Жирная позолоченная единичка в углу экрана стала бледной, тощей, как Кейт Мосс, и временами едва заметной. О часах, заставках и о том, почему первый канал обзавелся самым скромным логотипом, рассказал главный художник ОРТ Дмитрий Ликин:

— Многие западные компании не считают хорошим тоном постоянно демонстрировать зрителю свой логотип. Во время фильмов его иногда совсем убирают с экрана. Новый логотип ОРТ — очень строгий, простой, прозрачный, а со временем будет еще прозрачней, превратится в этакую мерцающую тень.

— Очень гуманно по отношению к зрителю, но отчего такие перемены?

— Мы целый год вместе с Константином Эрнстом думали, как изменить оформление канала. Решили, что время криков прошло. Ну, это как раньше у «новых русских» была мода одеваться от Армани, а потом от этого стали уходить. Все последние годы главным словом в оформлении ОРТ был пафос. Сейчас мы перестали самоутверждаться, что-то выкрикивать, вообще убрали весь этот варварски грубый стиль. Раньше было «общественное российское телевидение», теперь просто первый канал. Раньше было что-то главное о старом, а теперь абсолютно новая эстетика. Мы по максимуму отказались от компьютерной графики — пытаемся снимать оформление, как живое кино. Забавно, но сейчас мы вычищаем все то, чем раньше гордились. Нельзя же постоянно эксплуатировать прошлое.

— Поэтому и часы перед программой «Время» поменяли?

— Да, теперь там вместо ностальгических звуков движущиеся небеса и очень легкая, возвышенная музыка. Композитору ставилась задача написать «музыку сфер». 

Новая тема, которую уже не позолоченное ОРТ внедряет в своем межпрограммном оформлении, — это хрустальное небо, вода и воздух. По идее все это должно внушить зрителю чувство стабильности, радостности бытия и прочей приподнятости. Были выбраны три цвета: белый, голубой, синий. Во-первых, потому что работают на образ. Во-вторых, потому что не химические, не агрессивные и не пронзительные. Ну и третья причина: ОРТ работает в системе SECAM, а SECAM идеально различает только красный, зеленый и синий цвета, так что выбор был невелик.

— Новшества были опробованы на фокус-группах?

— Конечно. У ОРТ слишком большая аудитория, чтобы ставить на ней эксперименты.

— Что сказали подопытные?

— Что все это довольно неожиданно, но со второго просмотра им, пожалуй, начало нравиться. Шок новизны — это нормально. Главное, чтобы раздражение не нарастало, должно нарастать привыкание. Мы прекрасно понимаем, что заставка перед рекламным блоком не может вызвать у человека положительные эмоции. В лучшем случае — никакие. К этому и стремимся. Сейчас у нас перед рекламой заставка с летящими голубями. Образ старый-престарый, затертый до дыр, поэтому никаких эмоций, во всяком случае отрицательных, он у зрителя вызывать не должен. 

Завтра в межпрограммке ОРТ появится еще кое-что. А именно — четырехметровая зеркальная единица, которая будет парить в московском небе и отражать все, что отражается. Называется этот смертельный номер «магическое зеркало реальности». Для того чтобы заставить здоровенную штуковину «парить», понадобился специальный кран и тросы. Одна из заставок снималась в аэропорту «Домодедово» — как раз когда приземлился очередной рейс. Толпа, увидев надвигающееся зеркальное сооружение, чуть было не повернула назад в самолет.

— Сколько логотипов ОРТ было вами нарисовано, прежде чем появился окончательный новый вариант?

— Сколько нарисовано, не помню, но всерьез рассматривалось 16 вариантов.

Комментарии (7)
avatar
-1
6 Morty • 18:49, 09 Март 2015
Эх, вот лучше бы снова показывали заставки с парящим логотипом...
avatar
2
5 sever • 18:36, 25 Март 2014
Это не смена,а уничтожение дизайна Здесь, в комментариях Игорь Барбэ правильно сказал "Дима, как чертежник средней руки много чего начертил и надвигал ... только все начерченое и надвиганое настолько неинтересно, серо, тривиально, банально и вторично"
avatar
3
4 asker1991 • 18:47, 16 Июнь 2012
Как раз "варварский грубый" стиль более по душе, чем холодные небесный, хотя и качественно сделанный.
avatar
1
3 Sergio-o-o • 13:55, 16 Июнь 2012
Зато логотип продолжает бить рекорды среди всех остальных 12-13 лет в верхнем углу экрана,несмотря на то что в конце сентября он стал прозрачным,а 1 июня 2011 года уменьшился в связи с переходом на режим 16:9.Да и часы тоже остаются вместе с логотипом бить рекорды несмотря на то что спустя 11 лет поменяли облака в них
avatar
2
2 Доброжелатель • 19:46, 03 Июнь 2012
Кстати я помню, что в 2000 эту статью читал в "Комсомольской Правде".
avatar
5
1 snows93 • 19:39, 03 Июнь 2012
Увидеть бы эти 16 вариантов..)
avatar
0
7 lisha • 18:11, 16 Октябрь 2016
надо было у Ликина попросить. Тоже хочется
Чтобы добавить комментарий войдите или зарегистрируйтесь