Частота, на которой сейчас вещает телекомпания «ДТВ» (бывшая «Дарьял-ТВ»), в ноябре будет выставлена на продажу. Пикантность ситуации заключается в том, что ДТВ принадлежит иностранному медиа-концерну, который уже вложил в развитие телеканала несколько миллионов долларов.

Решение о пролонгации лицензии телекомпании «Дарьял-ТВ» и выставлении пакета ее частот на конкурс Министерство печати приняло в конце августа, поддержав таким образом рекомендации Федеральной конкурсной комиссии (ФКК). Претензии ФКК к каналу были вызваны неоднократными нарушениями телекомпанией законодательства, а также лицензионных требований: невыход в эфир на некоторых частотах, указанных в лицензии, реклама алкогольных напитков в эфире и проч.

Нарушения эти имели место еще в то время, когда каналом управляла известная телеведущая Наталья Дарьялова. Она вместе со своим отцом писателем Аркадием Вайнером, собственно, и основала телекомпанию, выиграв лицензию на вещание на 24-м дециметровом канале. Любопытно, что само получение лицензии вызвало в 1998 году целый скандал: представители телекомпаний АТВ и «ВиД», также участвовавшие в проведение конкурса, утверждали, что тендер был проведен нечестно.

Как бы там ни было, в 2001 году Дарьялова и Вайнер продали 75% акций своего канала шведской медиа-группе Modern Times (MTG в России владеет также 36% акций компании StoryFirst Communications — учредителя телесети СТС и радиостанции «Максимум»). Иностранные акционеры выделили деньги на переоборудование и расширение «Дарьял-ТВ», и в апреле этого года зрители увидели канал с новым логотипом, по-другому оформленным эфиром и принципиально иной сеткой вещания. С начала года MTG инвестировала только в региональные проекты ДТВ около $2,5 млн и собиралась потратить до декабря еще $5 млн — $6 млн.

Охват ДТВ, по заявлению представителей канала, составляет сейчас около 35 млн человек, хотя даже в Москве ДТВ принимают далеко не в каждом районе. По данным компании TNS Gallup Media, ежемесячная доля аудитории канала, хоть и остается самой маленькой, выросла с начала года в три раза. Так что ДТВ остается лакомым куском для крупных телекомпаний, не имеющих собственной частоты. Весной этого года в тендере на вещание на 43-м канале участвовали шесть компаний, а зона его распространения гораздо меньше зоны охвата 24-го. По мнению члена ФКК, главы АНО «Интерньюс» Мананы Асламазян, «это одна из последних частот такого рода, поэтому конкурс будет серьезным». Цена вопроса — $1 млн.

Кто может претендовать на ДТВ? В первую очередь нынешние собственники канала. Сами хозяева ДТВ от комментариев отказываются, но Асламазян полагает, что без их участия тендер не обойдется. К тому же до сих пор тендеры на частоты в основном выигрывали те, кто уже работает на них. Есть основания предполагать, что в конкурсе на 24-й дециметровый канал примут участие ГТРК «Подмосковье», телекомпании «ВиД» и АТВ, которые уже предпринимали попытки занять эту частоту, а также ТК «Мир». Кроме того, генеральный директор ОРТ Константин Эрнст сообщил в июле, что ОРТ будет участвовать во всех ближайших конкурсах Минпечати на получение права телевещания на новых частотах с целью создания канала ОРТ-2.

Примечательно, что если нынешние владельцы ДТВ примут решение участвовать в конкурсе, то злополучный $1 млн логично было бы поделить между акционерами. Если же Дарьялова и Вайнер откажутся оплачивать свою долю, то, вполне возможно, они смогут расплатиться с MTG оставшимися в их собственности акциями ДТВ. А иностранным инвесторам после вынужденной траты лишнего миллиона долларов придется скорректировать планы по выводу компании на рентабельность.