Сегодняшняя внутренняя жизнь Российской телерадиокомпании «Останкино» насыщена проблемами — это нормально для большого коллектива, живущего по своим, иногда малопонятным даже для самих сотрудников телерадиокомпании, законам. В сегодняшнем обзоре «Коммерсанть» рассказывает об основных тенденциях.

По результатам социологического исследования в одном из штатов США выяснилось, что большая часть его населения считает телевидение «дешевым развлечением». Многие российские телезрители придерживаются подобного мнения. Но если о качестве программ можно спорить, то дороговизна их производства бесспорна.

Новые передачи возникают по нескольку раз в неделю на первом канале «Останкино». По словам тележурналистов, «снять с эфира старую передачу труднее, чем разместить новую». Технология появления новой передачи более или менее отработана: «пилот» программы готовится, его представляют руководству компании, и в случае одобрения передача идет в эфир. У Влада Листьева, например, она может пойти через неделю, для других счет идет на месяцы. По словам Листьева, его новая программа «L-клуб» выйдет в эфир в течении 10 дней после просмотра руководством.

В начале октября вышла новая программа «Звездный час», созданная Листьевым, которого, по мнению наблюдателей, отличает особое умение заполнять существующие пробелы в темах на нашем телевидении. В данном случае он выпустил программу, широко рекламируемую в качестве «первой семейной телевикторины». Программа «Звездный час» самобытнее предыдущих работ Листьева. В ней встречаются лишь отдельные элементы уже существующих телеигр (»Лимпопо», «Лого»). Появившееся ранее «Поле чудес» — аналог американской передачи «Колесо Фортуны». «Тема» же напоминает программы Фила Донахью. Программы Листьев обладают наибольшим телерейтингом популярности: молодую передачу «Час Фортуны» уже смотрит около 15% зрителей. На очереди новый проект Листьева, «L-клуб» — «передача для азартных людей», которую будет вести Леонид Ярмольник.

Ситуация с другими программами «ВиДа» не столь радужная. Положение программ «Красный квадрат» и «Политбюро» менее устойчиво — их качество ставит под сомнение дальнейшее их пребывание в сетке 1-го канала. На следующей неделе «ВиД» лишают вечернего эфира в пятницу и субботнего эфира (»Красный квадрат). Официальная версия — «ВиД» не перезаключил договор с «Останкино» в лице «Эксперимента», но проблема на самом деле куда серьезнее. По словам представителей «Эксперимента», «ВиД» задолжал «Эксперименту» более 10 млн рублей, а имеющийся договор не имеет силы, так как составлен юридически безграмотно. Однако представители телекомпании «ВиД» связывают снятие программ с эфира не с финансовыми или юридическими проблемами, а с проблемами политического характера. Во вчерашней программе «Политбюро» в 23.15 Александр Политковский должен был обратиться с экрана к телезрителям с обращением, в котором он на неопределенное время прощается со телезрителями. Руководитель «Эксперимента» Вячеслав Федулаев заверил корреспондента Ъ, что эфир «ВиДу» 27-го ноября дадут, даже если договор не будет подписан.

Возникшие проблемы «ВиДа» некоторые склонны связывать с уходом из телекомпании ее коммерческого директора Светланы Поповой. Попова одной из первых на нашем телевидении пошла по западному пути развития телевещания. Созданный ею продюсерский центр «Мастер-ТВ» покупает у телерадиокомпании «Останкино» эфирное время, являясь его полным хозяином. Под крышей «Мастер-ТВ» объединились талантливые представители «новой волны» отечественного ТВ: Леонид Парфенов, Константин Эрнст и Игорь Угольников. Центр продюсирует как передачи, завоевавшие популярность ранее, так и новую программу Лотто «Миллион». По мнению экспертов, передача не оправдала возлагавшихся на нее надежд, и представляет собой весьма заурядное шоу. Ведущий подобран плохо. Несомненной удачей центра можно назвать новую программу Константина Эрнста, посвященную творчеству Фассбиндера, на стабильно высоком уровне делает свой «Портрет на фоне» Леонид Парфенов. в ближайшее время зрителей ожидает встреча с новой, теперь уже «авторской» программой Игоря Угольникова — «Оба-на-Угол». Несмотря на явные успехи «Мастер-ТВ», наблюдатели отмечают, что удачные программы были раскручены на ТВ ранее, и подобной им по уровню новому продюсерскому центру пока создать не удалось.

На еженедельной летучке в «Останкино» часто раздавались нарекания в адрес программы «Вагон-03», производимой Александром Тихомировым. Некоторые руководители студий телевидения поддерживают идею передачи, хотя не понимают, почему ее практически никто не смотрит. В перерыве одной из «летучек» глава АТВ Кира Прошутинская в «домашней беседе» уговаривала первого зама генерального директора «Останкино» Григория Шевелева дать эфир программе чуть позднее. Шевелев отказался, однако на будущей неделе «Вагон-03» выходит позже и в программе «Новой студии» все той же Прошутинской. Передачи «Новой студии» обладают низким рейтингом популярности, эксперты объясняют это узостью аудитории, на которую они рассчитаны, отмечая хорошее качество программ. Поэтому, по мнению наблюдателей, перенос эфирного времени зрителей программе не добавит. Дело не во времени и даже от уровня программы зависит далеко не все — дело в уровне зрительской аудитории.

Нельзя сравнивать количество зрителей любой программы «Новой студии» или «ВиДа» (кроме листьевских) с аудиторией сериала «Богатые тоже плачут». К тому же деньги за рекламу в кинофильме принадлежат «Останкино» целиком, а не частично, как при размещении ее в программах «ВиДа», например. Так что, может быть, и в этом причина проблем возникающих все чаще последнее время в «Останкино».

Не только телепередачи в «Останкино» меняют свои места в эфире и даже исчезают совсем. То же самое происходит с людьми, которых знала вся страна — ведущими информационных программ. В «Останкино» есть работники, месяцами не появляющиеся на своем месте, но получающие зарплату и премии. Неординарность ситуации в том, что люди это делают не по своей воле. Исчезли с телеэкрана Марина Назарова, Борис Костенко (ТСН). Исчезла ведущая девятичасовых «Новостей» Ирина Комарова. Это говорит о том, что для успешной работы на телевидении необходимо, кроме искусства тележурналиста или таланта ведущего, быть тонким и осторожным политиком.