10 июня 1997. Московский телеканал ТВЦ начал вещание. Говорит и показывает мэр Лужков - Старый Телевизор
10 июня 1997. Московский телеканал ТВЦ начал вещание. Говорит и показывает мэр Лужков
01 января 2003, 06:29 4098 dialog kommersant.ru


С 9 июня в программе передач третьего канала вместо привычных зрителю логотипов МТК и «2х2» значится новый — «ТВ-центр». Новоявленное «центральное телевидение» унаследовало от старого, московского, и хозяев, и долги. Зато приобрело свежую концепцию отделения «образа Москвы от образа Кремля».

Привет, дуралеи, мы начинаем!

В сетке вещания на первую неделю много программ-презентаций. «Итак, мы начинаем», — предупреждают зрителей отцы-основатели новой телекомпании Юрий Лужков и Анатолий Лысенко. «В добрый час, „ТВ-центр“», — напутствует сам себя в собственном эфире новый вещатель, занявший место старых двух. «Привет, дуралеи!» — читаем вслед за тем в программе передач. Не будем искать подтекстов и аллюзий — это не обращение к зрителям и не самоирония вещателя. Премьерный показ на телеэкране нового фильма Эльдара Рязанова «Привет, дуралеи!» — тоже мероприятие презентационного характера, заявка на иное качество эфирной продукции. Как говорит один из организаторов «ТВ-центра» Анатолий Лысенко, конкуренты должны понять: на телерынок пришли серьезные люди, способные не только изменить репутацию третьего канала, провинциального, убогого, низкорейтингового, но и потеснить соперников на телевизионном поле.

Ради этого «ТВ-центр» не поскупился и приобрел права на рязановских «Дуралеев» и оскароносного «Английского пациента». За ценой не постояли. По некоторым сведениям, «Дуралеи» обошлись каналу в $75 тыс., «Английский пациент» — в $80 тыс. Сам Лысенко точную цену называть не стал, но сказал, что близко к этому. Взрывать ситуацию на устоявшемся уже кинотелерынке «ТВ-центр», по словам Лысенко, не собирается: хватит взрывов, учиненных в свое время НТВ и ОРТ, которые взвинтили цены на фильмы до недосягаемых пределов. В отношении пределов Лысенко, видимо, кем-то введен в заблуждение. Сходные по значимости приобретения ОРТ — «Орел или решка» Данелии и «Криминальное чтиво» Тарантино — обошлись каналу по $25 тыс. каждое. Цены, как утверждают на ОРТ, стабильны, не менялись с 1995 года. Во всяком случае, до появления на рынке «ТВ-центра».

Впрочем, помимо хитов новая компания купила еще 600 отечественных и зарубежных фильмов — почти на год вперед. А мультфильмами обеспечила себя до начала следующего столетия.

Канал умер. Да здравствует канал!

Всю минувшую неделю сотрудники отдавшей концы Московской телекомпании прощались со зрителями.

Наследие, оставшееся от МТК, зафиксировано в справке главного контрольно-ревизионного управления при правительстве Москвы «О результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности АООТ „МТК“ и АООТ „РМТК „Москва“» (28.03.97): «Проверка показала, что с момента регистрации в 1992 году АООТ „РМТК „Москва“ (доля города в уставном капитале — 60%) и до настоящего времени уставный фонд его полностью не сформирован, а доля Москомимущества в уставном фонде АООТ „МТК“ (доля города — 74%) в сумме 18,5 млн рублей внесена из средств АООТ „РМТК „Москва“. Реестры акционеров отсутствуют, акции выпущены не были. Управление обеими компаниями осуществляли одни и те же руководители, Миссан А. П. и Шепелев А. О., бухгалтерский учет осуществляла единая бухгалтерия. АООТ „МТК“ было создано в сентябре 1994 года. По итогам работы за 1995 год получен убыток в сумме 0,5 млрд рублей. По результатам финансовой деятельности за 1996 год убыток составил более 12,0 млрд рублей... Согласно договору от 06.06.96, заключенному между указанными компаниями, АООТ „РМТК „Москва“ приняло на себя в полном объеме долги АООТ „МТК“, в том числе и непогашенный кредит в размере $2,7 млн. Общая сумма задолженности перед кредиторами на 01.01.97 составила 25 млрд рублей.

Проверкой установлены факты нецелевого использования средств городского бюджета, недостача основных средств, нерациональное использование собственных средств путем отвлечения их в коммерческие структуры, завышение себестоимости продукции, нарушение сроков выплаты заработной платы работникам, недостоверность бухгалтерской отчетности, перерасход фонда потребления и другие нарушения.

Имея значительную задолженность перед кредиторами, руководители компании не только не приняли мер по ее погашению или снижению, но и отвлекли из оборота денежные средства в размере 1,3 млрд рублей для создания и организации деятельности 13 коммерческих структур, в том числе в 1996 году — 1,0 млрд без получения каких-либо доходов.

Анализ финансового состояния компании и структуры баланса показал, что в ближайшее время она не сможет в полном объеме выполнить свои обязательства перед кредиторами и городским бюджетом...»

Сегодня некоторые сотрудники Московской телекомпании пытаются в ряде газет выразить свой протест против ликвидации МТК, бесцеремонного увольнения ее прежнего коллектива, который являлся совладельцем канала, имея 15% акций в уставном капитале компании. Но даже самые рьяные протестанты признают: компания заканчивает свое существование, увешанная долгами. И это при том, что по сравнению с другими телеканалами МТК была насквозь пропитана рекламными роликами и сюжетами. Здесь слово «спонсор» было главным и практически все передачи существовали как рекламоносители. Вероятно, именно поэтому сотрудники, которым регулярно задерживали зарплату (ее средний размер примерно 200 тыс. рублей), до поры до времени мирились с отсутствием дивидендов и транжирством своего руководства.

Так же объяснимо, что с положением дел на канале мирился и основной учредитель — правительство Москвы, представленное Москомимуществом. Главные московские начальники всегда и по первому требованию получали нужное им количество эфира.

И все-таки создание «ТВ-центра» — закономерность. Время разрозненных, слабых, неконкурентоспособных информационных структур заканчивается. Наступает эпоха концентрации СМИ и коммуникационных сетей. Тем более что в Москве уже давно существует разветвленная сеть кабельного телевидения, метровый московский канал при необходимом техническом оснащении легко сделать общефедеральным, а у канала «2х2» остаются возможности спутникового вещания. Таким образом, московское правительство не просто реформирует один отдельно взятый канал, а создает свою информационную империю, используя новейшие цифровые и спутниковые технологии.

«ТВ-центр» в официальных документах именуется вещательным консорциумом эфирного, кабельного и спутникового телевидения. В него входят московский третий эфирный канал, планируемый на его базе федеральный канал «Центр — Москва», московский единый кабельный канал «ТВ-центр — Столица», спутниковые каналы «Метеор-Кино» и «Метеор-Спорт».

Москва против «Московии»

»ТВ-центр» получил лицензию на эфирную частоту третьего канала, которую до последнего времени занимали МТК и «2х2». По закону и МТК, и «2х2» имели право на возобновление лицензии и продолжение вещания на третьем метровом канале. Но добровольно от этого права отказались в пользу «ТВ-центра». До сих пор неясно, каким образом московскому правительству удалось договориться с прежними вещателями. Неизвестно, что им сулили, чем угрожали, но передел произошел на удивление тихо. Когда Анатолий Лысенко в конце прошлого года принял предложение Лужкова и возглавил комитет по телекоммуникациям и СМИ московского правительства, то, прежде чем он получил отдельный кабинет в здании мэрии, к нему приставили телохранителей и выдали разрешение на ношение личного оружия. В преддверии открытия нового канала Лысенко признался одному из авторов этой статьи, что сам удивлен, как спокойно и по-деловому разрешилась ситуация с прежними владельцами. «Чем вы это объясняете?» — последовал вопрос. «Видимо, авторитетом хозяина».

А хозяин и для прежних, и для нынешнего вещателей один и тот же. Правительство Москвы. Юрий Михайлович Лужков. Доля города в уставном капитале «ТВ-центра» — 67%. Главный учредитель — то же Москомимущество. Если что и изменилось, то отношение московских властей к телевидению. Видимо, после выборов, продемонстрировавших всю мощь пропагандистских возможностей эфира, Лужков, как реальный и дальновидный политик, решил привести телекоммуникации города в соответствие с современными политическими, экономическими и технологическими требованиями, предъявляемыми во всем мире к информационным инфраструктурам. Немалую роль, очевидно, сыграло и стремление Лужкова распространить свое влияние за пределы Садового кольца. Известна также и любимая идея столичного мэра: с одной стороны, столица — крупный регион, с другой — объединительница российских городов. В правительственном распоряжении о создании «ТВ-центра» записано, что новая московская телекомпания «должна способствовать национальной консолидации российского общества, утверждать патриотизм, отделить образ Москвы от образа Кремля и федерального руководства».

Не случайно руководители «ТВ-центра», объясняя иностранным журналистам схему организации федерального канала, приводят в пример немецкий CDF, общенациональный канал германских земель. Выяснилось также, что «ТВ-центр» намерена консультировать старейшая общественно-правовая телерадиовещательная корпорация «Би-Би-Си». В рекламных проспектах «ТВ-центра» заявлено: «Это общественное телевидение для всей семьи».

В любом случае хуже, чем было, не будет. Анатолий Лысенко в своих интервью заявляет: новое московское телевидение будет пристойным, то есть никогда не позволит себе эксплуатировать низменные чувства публики и показывать то, что стыдно или страшно смотреть, сидя у телевизора с ребенком, матерью или женой. Неангажированности Лысенко не обещает. По его мнению, неангажированных СМИ не бывает. Но всегда нужно помнить правило из шварцевского «Дракона»: не надо быть первым учеником.

При соблюдении этих условий «ТВ-центр» имеет шанс стать действительно влиятельным, конкурентоспособным и рейтинговым каналом. Вряд ли Юрий Лужков захочет использовать информационный консорциум как примитивное орудие борьбы за президентское кресло. Вряд ли Лысенко и его команда согласятся превратить создаваемый ими канал в это орудие.

Тем не менее уже сегодня ясно, что «ТВ-центру» от рождения суждено участвовать в политическом конфликте. Обеспокоенные возможным усилением московского мэра, федеральные власти, по выражению Лысенко, «кинули Лужкову подлянку»: лицензию на вещание на третьем канале получила вместе с «ТВ-центром» и областная телекомпания «Московия». Политическая линия и содержательная концепция «ТВ-центра» серьезно расходятся с пафосной православно-державной «Московией». Полноценного единого вещателя на третьей столичной кнопке так и не получилось. Два нынешних владельца частоты обречены на коммунальное сосуществование, чреватое конфликтной ситуацией в эфире и междоусобными внутренними распрями. Как минимум, на три ближайших года.

01 января 2003, 06:29 4098 dialog kommersant.ru
Комментарии загрузка...
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий
Поиск по разделу
Смотрите также
Умер один из основателей НТВ Игорь Малашенко
Дорогое вещание. Телеканалы в регионах не смогут создать мультиплексы для цифрового ТВ
Минкомсвязь предлагает запускать третий мультиплекс в отдельных регионах
Совет Федерации: создать третий мультиплекс, обеспечить врезку регионального контента в федеральный канал
Сенаторы предложили включить региональные телеканалы в третий мультиплекс
20 августа 1996. Эдуард Сагалаев рассказал о перспективах ВГТРК
4 сентября 1999. ТВ-6 перед выборами впервые отдал приоритет новостям. Э. Гиндилеев: «Мы хотим заявить ТВ-6 как канал, которым можно играть»
23 сентября 1995. Константин Эрнст планирует устроить революцию в эфире канала ОРТ