Многорукий спрут телевидения все крепче охватывает планету, завоевывая хрупкие души. Телепродукция вызывает очень много вопросов. Например, зачем у нас в России идут по телевизору пошлые программы и игры для «страны дураков», волнующие спинной мозг и возбуждающие примитивные инстинкты миллионов болельщиков; американские боевички и мыльные оперы с реками крови и патологическими злодеями; программы новостей, напоминающие сводки Министерства Правды (см. Дж. Оруэлла), где ехидные теледикторши разъясняют зрителям, как надо относиться к событиям в стране, кто во всем виноват; реклама товаров, доступных лишь в пределах Московской кольцевой дороги? Как отзовется данная телепродукция в душах 150 миллионов россиян? Боюсь, что перспектива рисуется безрадостная.

Говорят, что существуют и даже процветают телеканалы, которые можно смотреть всей семьей, где реклама не агрессивна, игровые фильмы ориентированы на здоровую психику, где много познавательных документальных фильмов и телепередач — но это все там, у них, на Западе. В России же положение с семейными каналами гораздо хуже, и основная проблема здесь стара, как мир, — финансы. Финансирование должно быть достаточным для полного воплощения концепции телевизионного канала.

Интересным и перспективным телеканалом с концепцией, близкой к западному семейному каналу, нам представляется телевизионный канал ТВ-3-Россия, появившийся в петербургском эфире в июне 1994 года и распространяющий в настоящее время передачи из Санкт-Петербурга на всю территорию России через спутник «Экспресс-6». Учредителями телеканала ТВ-3-Россия являются мэрия Санкт-Петербурга, ВГТРК, Радиотелевизионный передающий центр и английская компания Independent Network Television Holding Ltd. На телеканале нет порнографии и пропаганды насилия, но много информации о культуре, показываются высококачественные фильмы. Подбор фильмов существенно отличает ТВ-3-Россия от других телеканалов, здесь больше документальных фильмов (в основном, правда, зарубежного производства), старых фильмов. 4 раза в неделю выходит аналитическая программа «Дом Советов», где проводятся прямые эфиры с врачами, актерами. На исторические и политические прямые эфиры приглашаются известные политики, там показывается старая хроника. Сериал «Искусство рисовать» рассказывает об акварели и в прямом смысле учит зрителей рисовать.

И.о. генерального директора АОЗТ «Телеканал 27» (ТВ-3-Россия — программное название канала) Николай Максимович Чечеватов рассказал нам о распространении телеканала. Спутник «Экспресс-6» охватывает территорию от западной границы Белоруссии до Владивостока и в настоящее время канал смотрят 37 — 40 млн человек (потенциальное количество зрителей на территории охвата — 300 млн). Официальный договор на вещание подписан более чем с 30 городами и территориями (Санкт-Петербург и Ленинградская область, Рига, Липецк, Новгород, Омск, Тула, Орел, Краснодар, Череповец, Минск, Воркута, Салехард, Екатеринбург, Анапа, Красноярск, Чита, Иркутск и другие). В ближайшее время заключаются договоры с Хабаровском и Владивостоком. Договоры заключаются по-разному, в некоторых местах ТВ-3-Россия устанавливает свои передатчики, в других — передатчики арендуются, некоторые телекомпании вещают на своем оборудовании, а в договоре написано, что им предоставляется время и на собственное вещание.

Таков телеканал ТВ-3-Россия в настоящее время. Событием, способным изменить судьбу канала, становится начало вещания в Москве. С 1 июля началось техническое вещание 5-киловаттного передатчика на Москву и Московскую область, осенью должна состояться презентация нового телеканала. Тогда ТВ-3-Россия станет «полноценным» телевизионным каналом, и если раньше средства уходили на техническую организацию вещания, то с осени телеканал получает возможность «заняться собой», развернуть рекламную кампанию, уделять больше внимания развитию студий в Москве и Петербурге. Сейчас ТВ-3-Россия вещает 10 часов в сутки, но с сентября планирует выйти на 20 — 22 часа в сутки.

В преддверии выхода в столичный эфир и ожидаемых в связи с этим изменений в политике телеканала (вплоть до полной перестройки всего вещания) на вопросы нашего корреспондента ответил член совета директоров АОЗТ «Телеканал 27» Виктор Сергеевич Правдюк.

Корр.: Скажите, почему Вам интересно заниматься сравнительно новым телеканалом ТВ-3-Россия?

В.П.: Мы хотим сделать самый консервативный канал в России, который вся семья могла бы смотреть с утра до вечера без всяких проблем. Концепцию семейного канала мы выработали еще 3,5 года назад, но все эти годы основные средства уходили на создание сети распространения канала, на организацию спутникового вещания. В сентябре мы собираемся начать новый отсчет. Будет ясно финансово, что можно будет сделать. Накоплена папка проектов, их надо запускать.

Корр.: Предполагает ли западный опыт семейного канала большую финансовую отдачу?

В.П.: Если говорить о многочисленных ответвлениях такого канала, как Public (США) [PBS. — СТВ], то там не предполагается доходная часть, этот канал в Америке существует на взносах зрителей. Там каждый человек может дать десять долларов, сто долларов, тысячу долларов и считать себя инвестором канала, он имеет право там появляться, его приглашают раз в 3 месяца на вечер телеканала. Это как бы клуб учредителей; те, кто добровольно пожертвовали любые деньги, большие или малые, в фонд телеканала, являются членами «клуба». Благодаря пожертвованиям у канала оказывается вполне приличное финансирование. Они могут, например, сделать 4 серьезных программы о Чайковском, для Америки это совершенно невиданная вещь. Причем в программах играют ведущие филармонические оркестры мира, участвуют лучшие музыканты. Вот чем занимается Public — общественное телевидение США. Когда американцы устали от коммерческих каналов и от рекламы, они решили сделать телеканал Public, который, собственно говоря, является единственным культурным каналом в Америке.

Корр.: А как Вы считаете, у нас люди не устали от рекламы?

В.П.: У нас люди еще не успели даже привыкнуть, а уже устали. Свойства нашего человека прямо противоположны свойствам западного. А потом, это все в пределах Садового кольца и Ленинского проспекта. Какое отношение данная реклама имеет, скажем, к Владимирской области? Никакого, там у них совсем другие проблемы и заботы. Так что они не устали, они активно это не приемлют. И государственный канал — скажем, Российское телевидение — должен идти без рекламы, как Би-Би-Си в Англии, но финансовые возможности не позволяют. Я убежден, что государственный канал в России должен быть свободен от рекламы, от заказных программ, которые рекламные компании поставляют этому каналу, и это естественно. Государство должно вкладывать деньги для того, чтобы государственный канал проводил государственную, а не антигосударственную политику. Потому что цели и задачи государства и рекламной компании, которая диктует те или иные условия выдачи программ на государственном канале, не всегда совпадают, часто они совсем противоположны, и это вполне нормально.

Корр.: А что бы мог рекламировать частный консервативный канал?

В.П.: Частный канал может рекламировать книги, культуру и все те же автомобили и лимонады — за некоторым исключением.

Корр.: Будут ли на консервативном канале новости, политические программы?

В.П.: Для того, чтобы развивать службу новостей, нужно сразу большое количество денег, иначе бессмысленно в это влезать. Не случайно НТВ, располагая очень большими финансовыми возможностями, практически две трети средств израсходовало на информацию. Мы решили, что на первом этапе не будем развивать службу информации вообще, а будем развивать аналитическую службу. Для этого у нас готовится несколько групп в Москве, и мы будем иметь ежедневную аналитическую программу. Это будет анализ некоторых явлений и событий дня, это будет параллельная программа Москва-Петербург. Мы даже думаем об одновременной работе студий из Москвы и Петербурга.

Корр.: Расскажите, пожалуйста, о других проектах ТВ-3-Россия, о планах производства собственных программ.

В.П.: У нас есть собственный совместный проект с телевидением Баварии — документальный фильм из 75 серий, каждая серия про один месяц Второй мировой войны. Страна-победительница должна задуматься, что такое ложь истории. Век заканчивается, жизнь на лжи — это не самая хорошая опора для общества. У нас это будут уточнения совершенно очевидных явлений. Семейный канал — канал знания прежде всего, зрители должны узнать истинные факты. Прошло достаточно времени, чтобы объективно посмотреть на историю Второй мировой войны. И надо очистить историю войны от сиюминутной неизбежной идеологической лжи. Мы хотим рассказать человеку, что было, что происходило на этой земле в таком странном веке, как двадцатый. Вообще же, мы полагаем, что в ближайшее время у нас должно быть ежедневно 3 собственных программы, это будет примерно 25% от всего объема вещания.

Кроме собственных программ, по-прежнему закупаются серии документальных фильмов об истории XX века, о животном и растительном мире, о путешествиях, портретные фильмы закупаем — серия ЖЗЛ, английские, американские. Мы покупаем лучшие документальные работы Би-Би-Си, эти три года мировое документальное кино было представлено на нашем канале приличнее даже, чем на больших каналах. Мы купили и уже дважды показали, например, «Историю Второй мировой войны», сделанную на Би-Би-Си 10 — 12 лет назад, это уникальная 26-серийная работа, имеющая свое лицо, это лучшая в мире работа о Второй мировой войне в профессиональном телевизионном смысле.

Корр.: Что бы Вы хотели взять в ваш канал из опыта работы западных телекомпаний, а что бы Вы категорически не хотели брать?

В.П.: Самое главное, что бы мы хотели взять, — это постоянство. Если Вы возьмете такую станцию, как Би-Би-Си, которая днем практически работает только на семейное телевидение, то у нее за 20 лет почти ничего не изменилось. Это может показаться скучным, но это та традиция, которая уже приучает зрителя: если в 14.30 мне будут рассказывать, как ухаживать за садом, как вырастить ровную газонную траву, и это будет десять, пятнадцать лет подряд, то в конце концов это вызовет у меня интерес своим постоянством. У них существует всего 2 сетки: осенне-зимняя и весенне-летняя. Остальное постоянно. Вот это для меня является ориентиром.

Не хотелось бы брать прежде всего тот ширпотреб, который присутствует в массовой продукции телевидения. Да, действительно, очень хорошо держат рейтинг у зрителей программы, которые выходят часто. И в этом смысле телевидение как бы построено на воспроизводстве одного и того же продукта. Возникает достаточно технологичная жвачка, к которой порой человек привыкает — вот этого мы бы не хотели. Хотя избежать такого типа программ очень сложно, ибо соблазн всегда есть. Поставить еще одну примитивную игру...

Но это большая проблема. С одной стороны, надо, чтобы зритель был массовый, с другой стороны, конечно, надо избежать пошлости и ежедневной жвачки. Как сейчас любому развивающемуся каналу избежать американских фильмов третьего разряда? Никак. Потому что они дешевле. Они везде, на любых рынках, их сотнями можно покупать. И они будут гораздо дешевле, потому что само производство в Америке стандартизовано. Если чехи производят фильм за год, а мы, скажем, за год и 2 месяца, то американцы — за 3 месяца. Конечно, он дешевле. На любом рынке это добро лежит. И, конечно, поскольку большинство телекомпаний сегодня с трудом сводят дебет с кредитом, эту продукцию закупают все. Чтобы этого избежать, надо крепко стоять на ногах.

Корр.: Каким бы Вы хотели увидеть в скором будущем канал ТВ-3-Россия?

В.П.: Это будет культурный семейный консервативный канал, основывающийся на традициях.

Комментарии (1)
avatar
3
1 ZwerySat • 18:36, 29 Апрель 2012
Сегодня он стал миститеским, оптимистическим, трудно его назвать семейным. По мне тв3 идет по своей дороге и слава богу палки под колеса не ставят.
Чтобы добавить комментарий войдите или зарегистрируйтесь