Июль 1997. Планы молодого телеканала СТС - Старый Телевизор
Июль 1997. Планы молодого телеканала СТС
01 января 2003, 06:33 5224 dialog telesputnik.ru

После пятимесячного показа в эфире СТС телефильма с лохматым космическим пришельцем по имени Альф в качестве одного из главных героев, он стал неким символом телеканала. За это время Альфа заслуженно полюбили телезрители в ста пятидесяти городах от Калининграда до Томска — такова на сегодняшний день зона охвата СТС по России.

За лето телесеть планирует продолжить продвижение на восток и увеличить свою потенциальную аудиторию в пятьдесят семь миллионов человек еще наполовину: заявки на вступление в СТС уже прислали порядка сорока региональных телестанций Восточной Сибири и Дальнего Востока. Их подключение к Сети телевизионных станций станет возможным после ввода в действие одного из следующих спутников «Горизонт», об аренде которого уже достигнута принципиальная договоренность между СТС и ГП «Космическая связь». Конечно же, такого важного события «Теле-Спутник» пропустить не мог и поспешил на встречу с руководством СТС.

Мы пойдем своим путем

Признание, сделанное Генеральным директором СТС Сергеем Скворцовым в первые же минуты встречи, повергло нас в недоумение: оказывается, у СТС нет и не было лицензии на вещание. Более того, СТС в ней не нуждается.

«Дело в том, что СТС построена по совершенно другому принципу, нежели остальные телеканалы у нас в стране. По сути, СТС не телеканал, а телесеть, — разъяснил Генеральный директор СТС. — Давайте вспомним, как развивалось отечественное телевидение. Исторически сложилось так, что в бывшем Советском Союзе Центральное телевидение представляло собой „суперстанцию“, распространявшую „пакет“ программ по регионам через систему „Орбита“. Такой подход к информации был, естественно, связан и с государственной политикой в области вещания, и с функциями контроля, и, конечно, с системой безопасности страны. Подобная тенденция — от Центра к регионам — сохраняется и по сей день. Так работают ОРТ, РТР, НТВ. Мы работаем иначе: являясь телесетью, мы предоставляем услугу региональным телекомпаниям, которые как раз и имеют лицензию на вещание (например, на Москву наши передачи транслирует канал СТС 8, на Санкт-Петербург — ТК „Шестой канал“ и т. д.). В чем заключается эта услуга? Во-первых, это готовый „пакет“ законно приобретенных программ; во-вторых, это их доставка через спутник региональным вещателям-партнерам СТС в режиме „реального времени“. Однако и здесь, как выяснилось, СТС тоже предпочла пойти „своим путем“. При привычном, традиционном способе „раздачи“ телесигнала, который используют ОРТ и РТР, нужны многомиллиардные затраты не только на поддержание и модернизацию построенных в 60-е годы наземных приемных станций, но и на содержание огромного штата работников в центре и на периферии».

«В условиях рынка ни одна из вновь образуемых телевизионных структур не может позволить себе таких расходов. Как говорится, не настолько богаты, чтобы взять за основу устаревшую модель», — такими экономическими аргументами подкрепил Сергей Скворцов выбор СТС в пользу самой передовой на сегодняшний день технологии — цифровой. «Весь мир сейчас стремительно переходит на цифровое вещание (так, американские телевещатели на недавнем съезде „обязались“ массово „оцифровать“ США к 2006 году). Поэтому СТС не могла остаться в стороне от столбовой, точнее, цифровой „дороги“ развития телевидения. Пока мы — единственные в России из бесплатных каналов, кто применяет цифровую технологию» [цифровой кодированный сигнал СТС начала передавать с 3 марта с. г. — авт.].

Но все-таки без второго спутника СТС не обойтись, и вот почему. «Обычно, — объяснил технический директор СТС, — для распространения телесигнала используются спутники серии C-band, зона охвата которых достаточна велика, чтобы „покрыть“ всю страну. Но спутники этого вида имеют слишком малую мощность передатчика и требуют применения больших приемных антенн диаметром 2,5 — 3 м. Получается такая схема: „легкое небо — тяжелая земля“ (большие приемные наземные устройства). На СТС подумали и выбрали другой, прямо противоположный вариант».

Лучше меньше, да лучше

«Мы используем спутники серии Ku-band, — заявил Александр Гречишников. — Они имеют меньшую зону покрытия, но более „концентрированный“ сигнал, что позволяет нашим партнерам, региональным станциям, применять приемную „тарелку“ диаметром всего 1,4 — 1,8 м. Иными словами, наша формула: „тяжелое небо“ (т.е большая платформа с мощными передатчиками-спутниками, вещающими в Ku-диапазоне) и „легкая земля“ с небольшими антеннами. Такой подход не случаен: мы в первую очередь думали о региональных станциях, чье финансовое положение, как правило, не предусматривает больших расходов на приемные устройства».

«Наша же задача, — продолжил разговор Сергей Скворцов, — создать для региональных телевещателей режим наибольшего благоприятствования. Они получают бесплатную спутниковую услугу по доставке сигнала, бесплатную программную услугу, в рамках которой мы не только предоставляем конкурентоспособную программу, но и берем на себя, выражаясь юридическим языком, „очистку“ прав на распространение программы в зоне охвата наших станций. При такой модели сотрудничества — спутник, лицензия, „пакет“ программ — наши региональные коллеги могут не только покрывать свои расходы за счет местной рекламы, но и получать прибыль. Три минуты рекламного времени в каждом часе программ СТС для региональных вещателей — схема более чем выгодная». «Единственное наше условие, — добавил Генеральный директор СТС, — это неукоснительное соблюдение достаточно жесткого сетевого договора, который, кстати, „обоюдоостр“ как для наших коллег-партнеров в регионах, так и для СТС.»

Мы поинтересовалась у Владимира Жукова, Директора Департамента развития сети СТС, насколько уютно чувствуют себя в таких дисциплинарных рамках станции-участники проекта СТС. Оказывается, очень даже неплохо. Не случайно, наверное, за семь месяцев работы СТС в эфире число региональных станций, пожелавших встать под флаг Сети телевизионных станций (тоже трехцветный, между прочим!) возросло с тридцати до ста двадцати и продолжает увеличиваться.

Политика СТС: вне политики

Наконец, мы подошли к «стратегическому» вопросу: какова политика СТС? Так вот, как стало ясно из изучения «программного продукта», то есть передач СТС, политика телесети как раз в том и заключается, чтобы быть вне политики. В наше наэлектризованное время, когда даже реклама невинных прокладок того и гляди превратится в мощное орудие борьбы политических группировок, программная концепция СТС выглядит достаточно разумной. Чем изобретать велосипед и вкладывать огромные (по-другому не бывает!) средства в очередного утренне-вечернего информационного «монстра», руководство СТС решило так: лучше пусть будет «больше программ и телесериалов, хороших и разных», на которые телезрители могли бы с пользой потратить свой законный досуг. Сказано — сделано. Как разъяснил нам Программный директор СТС Виктор Литенко, сетка передач СТС четко сбалансирована. При ее формировании учитывались особенности сеток соседних телеканалов: чтобы зрителей не окружали в одно и то же время одинаковые по жанру передачи. «А какой жанр предпочитают на СТС?» — спросили мы главного продюсера СТС Олега Вакуловского. Ответ прозвучал прямо по Чехову: любой, кроме скучного. И это, наверное, правильно: ведь когда-то и отдыхать надо. Почему бы не сделать это, скажем, за очередной серией легендарного «Далласа», уже успевшего покорить сердца телеманов в ста пятидесяти странах? Или вспомнить школьные годы и поиграть в «Балду» (с ироничным подзаголовком «игра для умных»), которую на СТС ведут Александр Панкратов-Черный и забавная шимпанзе Маруся? Наконец, дать себе слово с понедельника начать ходить в тренажерный зал, чтобы стать такой, как ведущая «Спорт на грани...» Иоланда Чен — рекордсменка мира и, между прочим, фотомодель журнала «Playboy»? Или, если не спится, провести вечер с актером и композитором Андреем Анкудиновым и гостями его ночного ток-шоу «Час Совы»? Или обсудить жизненно важные проблемы в воскресной передаче «Слово за слово» с Лией Ельшевской и Леонидом Сергеевым?

Конечно, нам хотелось побольше узнать о том, что ждет зрителей СТС в новом телесезоне: ведь сейчас, в разгар лета, у телевизионщиков — жаркая пора «заготовок». Однако телевизионная мудрость предписывает не раскрывать до поры до времени профессиональные секреты. Удалось лишь выяснить, что на СТС появятся свежие, нестандартные молодежные передачи и, возможно, свой, отечественный телетриллер не хуже нашумевших американских «Секретных материалов» («Х-Files») и многие другие. Что ж, поживем — увидим (недаром другая телевизионная мудрость гласит: «рейтинги по осени считают»). Но дорогу все-таки осилит идущий. Особенно такая большая «семья телеканалов», как Сеть телевизионных станций.

01 января 2003, 06:33 5224 dialog telesputnik.ru
Комментарии загрузка...
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий
Поиск по разделу
Смотрите также